Меню
Первый лауреат Нобелевской премии России – Иван Петрович Павлов: 175 лет со дня рождения

Первый лауреат Нобелевской премии России – Иван Петрович Павлов: 175 лет со дня рождения

17 декабря 2024
229
Скопировать
Первый лауреат Нобелевской премии России – Иван Петрович Павлов: 175 лет со дня рождения

«…я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины,
её жизнью, прежде всего, интересуюсь, её интересами живу,
её достоинством укрепляю своё достоинство».
И.П. Павлов

1.png

В 2024 году научная общественность отметила 175-летие со дня рождения отечественного физиолога Ивана Петровича Павлова - первого Лауреата Нобелевской премии России.

Жизнь и творчество Ивана Петровича Павлова, величайшего российского учёного, первого из соотечественников удостоенного Нобелевской премии, создателя крупнейшей физиологической школы, общественного деятеля, гражданина и патриота, представляет собой целую эпоху в отечественной науке и культуре.

И.П. Павлов – один из наиболее выдающихся представителей естествознания своего времени, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и животных, новых подходов и методов исследований в физиологии.

Обучаясь в Рязанской духовной семинарии, И.П. Павлов познакомился с трудами учёных-физиологов, среди которых была книга профессора Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга». В монографии  И.М. Сеченов написал: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего  происхождения - суть рефлексы" (1863 г.). Однако в то время не существовало методов объективной оценки деятельности мозга, которые могли бы подтвердить это предположение.

И.П. Павловым был предложен такой метод – метод условных рефлексов, с помощью которого он показал, что наиболее сложные и совершенные формы поведения осуществляются на основе условно-рефлекторной деятельности. Открытие им условного рефлекса объективизировало возможность изучения жизненных процессов, лежащих в основе поведения, и явилось прологом к формированию нового направления физиологии – физиологии высшей нервной деятельности.

И.П. Павловым впервые были вскрыты основные механизмы образования и торможения условных рефлексов, обоснованы патогенетические механизмы неврозов, разработана корковая теория гипноза, заложены основы учения о двух сигнальных системах в организме, доказана роль нервных процессов в истощении и восстановлении функций и значение торможения как охранительного фактора.

Учение о высшей нервной деятельности (поведении) до настоящего времени лежит в основе научных представлений в физиологии, неврологии, психофизиологии, психиатрии и психологии.

 12 декабря 1904 г. в Стокгольме шведский король вручил Ивану Петровичу Павлову Нобелевскую медаль и чек на премию.

И.П. Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за труды по физиологии пищеварения, расширившие и изменившие понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».

В своем докладе по случаю вручения Нобелевской премии Иван Петрович Павлов четко сформулировал главную задачу своей науки — «проникать все глубже и глубже в нашем знании организма как чрезвычайно сложного механизма». Его исследования носили фундаментальный характер и относились к проблемам будущего.

И.П. Павлов создал современную физиологию пищеварения, которая остается актуальной и сегодня. Работы ученого стали фундаментом современных представлений о функционировании органов пищеварения, механизмах их регуляции и нарушениях этих механизмов. Научные открытия И.П. Павлова позволили разработать эффективные способы лечения ряда заболеваний системы пищеварения, в частности, язвенной болезни желудка гиперацидного происхождения. При исследовании и оценке функции органов пищеварения и в настоящий день используют основные методические приемы, разработанные И.П. Павловым, оснащая их современной диагностической аппаратурой. Среди них исследования крови и мочи на концентрацию проферментов, ферментов и гормонов.

Успех И.П. Павлова стал знаковым моментом, и его исследования в области пищеварения начали активно распространяться по всему миру. Санкт-Петербург стал притяжением для физиологов со всех концов земного шара — ученые из США, Германии, Великобритании, Франции, Японии, Швеции, Нидерландов и других стран были привлечены для обмена знаний. Еще при жизни И.П. Павлов удостоился многочисленных званий и наград, среди которых звание «старейшины физиологов мира», присвоенное ему в 1935 году.

Итогом многолетней педагогической деятельности И.П. Павлова стало создание Петербургской физиологической школы и воспитание целой плеяды видных учёных.

Вместе с И.П. Павловым и его первыми ближайшими соратниками Д.Л. Глинским, С.Г. Вульфсоном и А.Т. Снарским в создании отечественной психонейрофизиологической научной школы принимали участие его выдающиеся ученики, позже составившие элиту отечественной физиологической науки: П.К. Анохин, Э.А. Асратян, Б.П. Бабкин, Д.А. Бирюков, К.М. Быков, В.С. Дерябин, И.В. Завадский, Н.И. Красногорский, А.Н. Крестовиков, П.С. Купалов, А.А. Максимов, Л.А. Орбели, Н.А. Рожанский, В.В. Савич, Г.В. Фольборт, И.С. Цитович и др.

 10 декабря 2024 года на кафедре физиологии Тверского государственного медицинского университета прошло заседание кружка СНО, посвященное 175-летию со дня рождения И.П. Павлова и 120-летию вручения ему медали  и премии Альфреда Нобеля.

Доклады о жизни, научной, педагогической деятельности к заседанию СНО подготовили студенты 2 курса стоматологического факультета К. Королев и К. Кузнецова.

Выступая на заседании,  заведующий кафедрой д.м.н., профессор И.И. Макарова подчеркнула значение научных исследований И.П. Павлова в развитии фундаментальной науки и клинической медицины.

Обучаясь в аспирантуре в Ворошиловградском медицинском институте (в настоящее время - это Луганский государственный медицинский университет) на кафедре нормальной физиологии, И.И. Макарова под руководством профессора Г.А. Хасабова, изучала изменение характеристик ранних вызванных потенциалов коры и подкорковых структур головного мозга при выработке и угашении условного рефлекса на звуковой стимул у животных. Ее исследования базировалась на основных принципах рефлекторной теории, разработанных И.П. Павловым. Данная диссертационная работа была успешно защищена в НИИ экспериментальной медицины АМН СССР, где в течение 45 лет работал И.П. Павлов.

В 1935 году И.П. Павлов написал «Письмо к молодежи», которое стало его завещанием грядущим поколениям молодых людей, посвятивших себя науке.

«Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего — последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научно работы я никогда не могу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в пополнении знаний.

Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, он неизбежно лопнет, и ничего кроме конфуза у вас не останется.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не могло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» – пустые потуги.

Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть в тайны их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Второе — это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее утратите веру объективности.

В том коллективе, которым мне приходится руководить, делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь – что «мое», а что «твое», но от этого наше общее дело только выигрывает.

Третье — это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и ваших исканиях».

 Иван Петрович Павлов как ученый, научно-общественный деятель, гражданин, большой человек и большой учитель, неповторимое явление в истории. Единственная и главная мотивация его жизни и деятельности – служение Отечеству. «Что ни делаю, постоянно думаю,– что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему Отечеству, нашей русской науке. И это есть и сильнейшее побуждение и глубокое удовлетворение» – писал И.П. Павлов в Президиум АН СССР 2 октября 1934 г.

«Когда мы любим, гордимся Отечеством – это значит, что мы любим и гордимся его великими людьми, которые сделали Отечество и сильным, и уважаемым на исторической сцене» - эти слова принадлежат истинному патриоту России И.П. Павлову.