Тверской государственный медицинский университет
Первый лауреат Нобелевской премии России – Иван Петрович Павлов: 175 лет со дня рождения
17 декабря 2024
Ярмарка СНО
Первый лауреат Нобелевской премии России – Иван Петрович Павлов: 175 лет со дня рождения
«…я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины,
её жизнью, прежде всего, интересуюсь, её интересами живу,
её достоинством укрепляю своё достоинство».
И.П. Павлов
В 2024 году научная общественность отметила 175-летие со дня рождения отечественного физиолога Ивана Петровича Павлова - первого Лауреата Нобелевской премии России.
Жизнь и творчество Ивана Петровича Павлова, величайшего российского учёного, первого из соотечественников удостоенного Нобелевской премии, создателя крупнейшей физиологической школы, общественного деятеля, гражданина и патриота, представляет собой целую эпоху в отечественной науке и культуре.
И.П. Павлов – один из наиболее выдающихся представителей естествознания своего времени, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и животных, новых подходов и методов исследований в физиологии.
Обучаясь в Рязанской духовной семинарии, И.П. Павлов познакомился с трудами учёных-физиологов, среди которых была книга профессора Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга». В монографии И.М. Сеченов написал: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения - суть рефлексы" (1863 г.). Однако в то время не существовало методов объективной оценки деятельности мозга, которые могли бы подтвердить это предположение.
И.П. Павловым был предложен такой метод – метод условных рефлексов, с помощью которого он показал, что наиболее сложные и совершенные формы поведения осуществляются на основе условно-рефлекторной деятельности. Открытие им условного рефлекса объективизировало возможность изучения жизненных процессов, лежащих в основе поведения, и явилось прологом к формированию нового направления физиологии – физиологии высшей нервной деятельности.
И.П. Павловым впервые были вскрыты основные механизмы образования и торможения условных рефлексов, обоснованы патогенетические механизмы неврозов, разработана корковая теория гипноза, заложены основы учения о двух сигнальных системах в организме, доказана роль нервных процессов в истощении и восстановлении функций и значение торможения как охранительного фактора.
Учение о высшей нервной деятельности (поведении) до настоящего времени лежит в основе научных представлений в физиологии, неврологии, психофизиологии, психиатрии и психологии.
12 декабря 1904 г. в Стокгольме шведский король вручил Ивану Петровичу Павлову Нобелевскую медаль и чек на премию.
И.П. Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за труды по физиологии пищеварения, расширившие и изменившие понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».
В своем докладе по случаю вручения Нобелевской премии Иван Петрович Павлов четко сформулировал главную задачу своей науки — «проникать все глубже и глубже в нашем знании организма как чрезвычайно сложного механизма». Его исследования носили фундаментальный характер и относились к проблемам будущего.
И.П. Павлов создал современную физиологию пищеварения, которая остается актуальной и сегодня. Работы ученого стали фундаментом современных представлений о функционировании органов пищеварения, механизмах их регуляции и нарушениях этих механизмов. Научные открытия И.П. Павлова позволили разработать эффективные способы лечения ряда заболеваний системы пищеварения, в частности, язвенной болезни желудка гиперацидного происхождения. При исследовании и оценке функции органов пищеварения и в настоящий день используют основные методические приемы, разработанные И.П. Павловым, оснащая их современной диагностической аппаратурой. Среди них исследования крови и мочи на концентрацию проферментов, ферментов и гормонов.
Успех И.П. Павлова стал знаковым моментом, и его исследования в области пищеварения начали активно распространяться по всему миру. Санкт-Петербург стал притяжением для физиологов со всех концов земного шара — ученые из США, Германии, Великобритании, Франции, Японии, Швеции, Нидерландов и других стран были привлечены для обмена знаний. Еще при жизни И.П. Павлов удостоился многочисленных званий и наград, среди которых звание «старейшины физиологов мира», присвоенное ему в 1935 году.
Итогом многолетней педагогической деятельности И.П. Павлова стало создание Петербургской физиологической школы и воспитание целой плеяды видных учёных.
Вместе с И.П. Павловым и его первыми ближайшими соратниками Д.Л. Глинским, С.Г. Вульфсоном и А.Т. Снарским в создании отечественной психонейрофизиологической научной школы принимали участие его выдающиеся ученики, позже составившие элиту отечественной физиологической науки: П.К. Анохин, Э.А. Асратян, Б.П. Бабкин, Д.А. Бирюков, К.М. Быков, В.С. Дерябин, И.В. Завадский, Н.И. Красногорский, А.Н. Крестовиков, П.С. Купалов, А.А. Максимов, Л.А. Орбели, Н.А. Рожанский, В.В. Савич, Г.В. Фольборт, И.С. Цитович и др.
10 декабря 2024 года на кафедре физиологии Тверского государственного медицинского университета прошло заседание кружка СНО, посвященное 175-летию со дня рождения И.П. Павлова и 120-летию вручения ему медали и премии Альфреда Нобеля.
Доклады о жизни, научной, педагогической деятельности к заседанию СНО подготовили студенты 2 курса стоматологического факультета К. Королев и К. Кузнецова.
Выступая на заседании, заведующий кафедрой д.м.н., профессор И.И. Макарова подчеркнула значение научных исследований И.П. Павлова в развитии фундаментальной науки и клинической медицины.
Обучаясь в аспирантуре в Ворошиловградском медицинском институте (в настоящее время - это Луганский государственный медицинский университет) на кафедре нормальной физиологии, И.И. Макарова под руководством профессора Г.А. Хасабова, изучала изменение характеристик ранних вызванных потенциалов коры и подкорковых структур головного мозга при выработке и угашении условного рефлекса на звуковой стимул у животных. Ее исследования базировалась на основных принципах рефлекторной теории, разработанных И.П. Павловым. Данная диссертационная работа была успешно защищена в НИИ экспериментальной медицины АМН СССР, где в течение 45 лет работал И.П. Павлов.
В 1935 году И.П. Павлов написал «Письмо к молодежи», которое стало его завещанием грядущим поколениям молодых людей, посвятивших себя науке.
«Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке?
Прежде всего — последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научно работы я никогда не могу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в пополнении знаний.
Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, он неизбежно лопнет, и ничего кроме конфуза у вас не останется.
Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.
Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не могло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» – пустые потуги.
Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть в тайны их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.
Второе — это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее утратите веру объективности.
В том коллективе, которым мне приходится руководить, делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь – что «мое», а что «твое», но от этого наше общее дело только выигрывает.
Третье — это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и ваших исканиях».
Иван Петрович Павлов как ученый, научно-общественный деятель, гражданин, большой человек и большой учитель, неповторимое явление в истории. Единственная и главная мотивация его жизни и деятельности – служение Отечеству. «Что ни делаю, постоянно думаю,– что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему Отечеству, нашей русской науке. И это есть и сильнейшее побуждение и глубокое удовлетворение» – писал И.П. Павлов в Президиум АН СССР 2 октября 1934 г.
«Когда мы любим, гордимся Отечеством – это значит, что мы любим и гордимся его великими людьми, которые сделали Отечество и сильным, и уважаемым на исторической сцене» - эти слова принадлежат истинному патриоту России И.П. Павлову.
ID: 17201
Символьный код: pervyy-laureat-nobelevskoy-premii-rossii-ivan-petrovich-pavlov-175-let-so-dnya-rozhdeniya
Внешний код: 17201
Название: Первый лауреат Нобелевской премии России – Иван Петрович Павлов: 175 лет со дня рождения
Сортировка: 500
Картинка для анонса: Загрузить
Детальное описание:
«…я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины,
её жизнью, прежде всего, интересуюсь, её интересами живу,
её достоинством укрепляю своё достоинство».
И.П. Павлов
В 2024 году научная общественность отметила 175-летие со дня рождения отечественного физиолога Ивана Петровича Павлова - первого Лауреата Нобелевской премии России.
Жизнь и творчество Ивана Петровича Павлова, величайшего российского учёного, первого из соотечественников удостоенного Нобелевской премии, создателя крупнейшей физиологической школы, общественного деятеля, гражданина и патриота, представляет собой целую эпоху в отечественной науке и культуре.
И.П. Павлов – один из наиболее выдающихся представителей естествознания своего времени, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности человека и животных, новых подходов и методов исследований в физиологии.
Обучаясь в Рязанской духовной семинарии, И.П. Павлов познакомился с трудами учёных-физиологов, среди которых была книга профессора Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга». В монографии И.М. Сеченов написал: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения - суть рефлексы" (1863 г.). Однако в то время не существовало методов объективной оценки деятельности мозга, которые могли бы подтвердить это предположение.
И.П. Павловым был предложен такой метод – метод условных рефлексов, с помощью которого он показал, что наиболее сложные и совершенные формы поведения осуществляются на основе условно-рефлекторной деятельности. Открытие им условного рефлекса объективизировало возможность изучения жизненных процессов, лежащих в основе поведения, и явилось прологом к формированию нового направления физиологии – физиологии высшей нервной деятельности.
И.П. Павловым впервые были вскрыты основные механизмы образования и торможения условных рефлексов, обоснованы патогенетические механизмы неврозов, разработана корковая теория гипноза, заложены основы учения о двух сигнальных системах в организме, доказана роль нервных процессов в истощении и восстановлении функций и значение торможения как охранительного фактора.
Учение о высшей нервной деятельности (поведении) до настоящего времени лежит в основе научных представлений в физиологии, неврологии, психофизиологии, психиатрии и психологии.
12 декабря 1904 г. в Стокгольме шведский король вручил Ивану Петровичу Павлову Нобелевскую медаль и чек на премию.
И.П. Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за труды по физиологии пищеварения, расширившие и изменившие понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».
В своем докладе по случаю вручения Нобелевской премии Иван Петрович Павлов четко сформулировал главную задачу своей науки — «проникать все глубже и глубже в нашем знании организма как чрезвычайно сложного механизма». Его исследования носили фундаментальный характер и относились к проблемам будущего.
И.П. Павлов создал современную физиологию пищеварения, которая остается актуальной и сегодня. Работы ученого стали фундаментом современных представлений о функционировании органов пищеварения, механизмах их регуляции и нарушениях этих механизмов. Научные открытия И.П. Павлова позволили разработать эффективные способы лечения ряда заболеваний системы пищеварения, в частности, язвенной болезни желудка гиперацидного происхождения. При исследовании и оценке функции органов пищеварения и в настоящий день используют основные методические приемы, разработанные И.П. Павловым, оснащая их современной диагностической аппаратурой. Среди них исследования крови и мочи на концентрацию проферментов, ферментов и гормонов.
Успех И.П. Павлова стал знаковым моментом, и его исследования в области пищеварения начали активно распространяться по всему миру. Санкт-Петербург стал притяжением для физиологов со всех концов земного шара — ученые из США, Германии, Великобритании, Франции, Японии, Швеции, Нидерландов и других стран были привлечены для обмена знаний. Еще при жизни И.П. Павлов удостоился многочисленных званий и наград, среди которых звание «старейшины физиологов мира», присвоенное ему в 1935 году.
Итогом многолетней педагогической деятельности И.П. Павлова стало создание Петербургской физиологической школы и воспитание целой плеяды видных учёных.
Вместе с И.П. Павловым и его первыми ближайшими соратниками Д.Л. Глинским, С.Г. Вульфсоном и А.Т. Снарским в создании отечественной психонейрофизиологической научной школы принимали участие его выдающиеся ученики, позже составившие элиту отечественной физиологической науки: П.К. Анохин, Э.А. Асратян, Б.П. Бабкин, Д.А. Бирюков, К.М. Быков, В.С. Дерябин, И.В. Завадский, Н.И. Красногорский, А.Н. Крестовиков, П.С. Купалов, А.А. Максимов, Л.А. Орбели, Н.А. Рожанский, В.В. Савич, Г.В. Фольборт, И.С. Цитович и др.
10 декабря 2024 года на кафедре физиологии Тверского государственного медицинского университета прошло заседание кружка СНО, посвященное 175-летию со дня рождения И.П. Павлова и 120-летию вручения ему медали и премии Альфреда Нобеля.
Доклады о жизни, научной, педагогической деятельности к заседанию СНО подготовили студенты 2 курса стоматологического факультета К. Королев и К. Кузнецова.
Выступая на заседании, заведующий кафедрой д.м.н., профессор И.И. Макарова подчеркнула значение научных исследований И.П. Павлова в развитии фундаментальной науки и клинической медицины.
Обучаясь в аспирантуре в Ворошиловградском медицинском институте (в настоящее время - это Луганский государственный медицинский университет) на кафедре нормальной физиологии, И.И. Макарова под руководством профессора Г.А. Хасабова, изучала изменение характеристик ранних вызванных потенциалов коры и подкорковых структур головного мозга при выработке и угашении условного рефлекса на звуковой стимул у животных. Ее исследования базировалась на основных принципах рефлекторной теории, разработанных И.П. Павловым. Данная диссертационная работа была успешно защищена в НИИ экспериментальной медицины АМН СССР, где в течение 45 лет работал И.П. Павлов.
В 1935 году И.П. Павлов написал «Письмо к молодежи», которое стало его завещанием грядущим поколениям молодых людей, посвятивших себя науке.
«Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке?
Прежде всего — последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научно работы я никогда не могу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в пополнении знаний.
Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, он неизбежно лопнет, и ничего кроме конфуза у вас не останется.
Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.
Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не могло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» – пустые потуги.
Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть в тайны их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.
Второе — это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее утратите веру объективности.
В том коллективе, которым мне приходится руководить, делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь – что «мое», а что «твое», но от этого наше общее дело только выигрывает.
Третье — это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и ваших исканиях».
Иван Петрович Павлов как ученый, научно-общественный деятель, гражданин, большой человек и большой учитель, неповторимое явление в истории. Единственная и главная мотивация его жизни и деятельности – служение Отечеству. «Что ни делаю, постоянно думаю,– что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему Отечеству, нашей русской науке. И это есть и сильнейшее побуждение и глубокое удовлетворение» – писал И.П. Павлов в Президиум АН СССР 2 октября 1934 г.
«Когда мы любим, гордимся Отечеством – это значит, что мы любим и гордимся его великими людьми, которые сделали Отечество и сильным, и уважаемым на исторической сцене» - эти слова принадлежат истинному патриоту России И.П. Павлову.
Начало активности (дата): 17.12.2024
Начало активности (время): 17.12.2024
Количество показов: 240
Дата первого показа: 17.12.2024 08:06:48
Тип информационного блока: content
ID информационного блока: 14
Символьный код информационного блока: news
Название информационного блока: Новости
Дата создания: 17.12.2024 08:06:40
Кем создан (ID): 1
Кем создан (имя): (admin) Егор Котов
Дата изменения: 18.12.2024 11:00:23
Кем изменен (ID): 1
Кем изменен (имя): (admin) Егор Котов