Госпитальной терапии и профессиональных болезней


ИСТОКИ
В 1956 году в Калининском государственном медицинском институте была создана кафедра госпитальной терапии, клинической базой которой стало терапевтическое отделение 1-ой городской больницы, а первым заведующим — Илья Борисович Шулутко, человек не простой, но очень интересной судьбы.
ИЛЬЯ БОРИСОВИЧ ШУЛУТКО
(1905-1980)
Илья Борисович Шулутко (1905-1980) первый заведующий кафедрой госпитальной терапии, получил высшее медицинское образование в Казанском государственном университете им. В.И. Ленина, но профессиональную деятельность начал в Ленинградском институте усовершенствования врачей, в котором работал с 1928 по 1953 год, пройдя путь от ассистента до заведующего кафедрой. В годы Великой Отечественной войны И.Б. Шулутко служил главным терапевтом знаменитой "Дороги жизни", проложенной по льду Ладожского озера, и главным терапевтом эвакогоспиталей Ленинграда. Награждён орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Ленинграда" и "За Победу над Германией".
В 1953 году, в связи с известным делом врачей, И.Б. Шулутко был вынужден покинуть Ленинградский институт усовершенствования врачей и переехать в Иркутск, где возглавил кафедру госпитальной терапии Иркутского государственного медицинского института. В 1956 году И.Б. Шулутко принял предложение организовать и возглавить кафедру госпитальной терапии в Калининском государственном медицинском институте, которой руководил до 1975 года. Под руководством И.Б. Шулутко кафедра госпитальной терапии быстро росла и развивалась. Терапевтическое отделение 1-й городской больницы стало тесным для учебного процесса и научной работы, в связи с чем в 1960 году кафедра была переведена на базу 4-ой городской больницы.
Спектр научных интересов И.Б. Шулутко отличался чрезвычайной широтой. Под его руководством выполнялись работы по изучению алиментарной дистрофии, клинических вариантов гипертонической болезни, холецисто-кардиального синдрома, посттиреоэктомических состояний, особенностей течения ишемической болезни сердца у женщин и целого ряда иных вопросов. Итогом этих исследования стали более 30 успешно защищенных кандидатских диссертаций. В 1973 году на должность профессора кафедры госпитальной терапии был принят молодой доктор наук Виолен Степанович Волков, ставший в последствии заведующим кафедрой и основателем Тверской кардиологической школы.
ВОЛКОВ ВИОЛЕН СТЕПАНОВИЧ
(1929-2019)
Виолен Степанович Волков второй заведующий кафедрой госпитальной терапии и основатель Тверской кардиологической школы В.С. Волков родился и вырос в Свердловске, здесь же стал студентом медицинского института. Однако заканчивать образование ему пришлось на военно-морском факультете 1-го Ленинградского медицинского института, а профессиональную карьеру начинать в должности начальника медицинской службы артиллерийского дивизиона.
Военная служба продлилась не долго — всего два года. В 1956 году началось масштабное сокращение армии и флота, прервавшее военную карьеру В.С. Волкова. Он вернулся в Свердловск, чтобы стать участковым врачом, а через год — младшим научным сотрудником Свердловского медицинского института. В 1965 году под руководством Бориса Павловича Кушелевского — известного кардиолога и основоположника терапевтической службы Урала, В.С. Волков защитил кандидатскую, а в 1972 году — докторскую диссертацию. Через год он принял предложение занять должность профессора кафедры госпитальной терапии Калининского государственного медицинского института, а в 1975 году возглавил ее.
К этому времени кафедра госпитальной терапии стала крупнейшей в ВУЗе, что потребовало ее перевода на новую клиническую базу — в только что построенное здание Областной клинической больницы. Это позволило каждый раздел внутренних болезней изучать на базе профильного отделения, что позитивно сказалось на уровне знаний и практических навыков обучаемых. Наличие специализированных отделений позволило расширить спектр проводимых на кафедре научных исследований. Так, под руководством В.С. Волкова были выполнены и успешно защищены диссертационные работы по вопросам пульмонологии, гастроэнтерологии и гематологии.
Однако основным направлением научных исследований после прихода на кафедру госпитальной терапии В.С. Волкова стала кардиология, а основным объектом исследований — больные артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца.
При научном консультировании В.С. Волкова выполнено 8 докторских, а под руководством его учеников — 6 докторских и более 50 кандидатских диссертаций по различным вопросам кардиологии. Результаты научной работы В.С. Волкова позволяют считать его основателем Тверской научной кардиологической школы.
В 2006 году В.С. Волков уступил место заведующего кафедрой своему ученику Евгению Станиславовичу Мазуру, перед которым стояла нелегкая задача: сохранить и преумножить достижения своего предшественника.
МАЗУР ЕВГЕНИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ
По прошествии 18 лет можно считать, что новый заведующий с этой задачей справился. Отрадно, что значительная часть научных исследований выполняется под руководством молодых профессоров кафедры — В.В. Мазур, Л.Н. Коричкиной, О.Б Поселюгиной и Н.Ю. Соколовой.
Большое внимание стало уделяться совершенствованию и методическому обеспечению учебного процесса. Сотрудники кафедры подготовили учебные пособия по всем изучаемым на кафедре темам, акцентировав внимание на формировании практических навыков лечебно-диагностической работы. Достаточно успешно прошел и процесс внедрения в учебную работу дистанционной форме обучения.
Однако — это уже не история, а сегодняшний день кафедры госпитальной терапии и профессиональных болезней.
Для отработки занятия обучающийся должен решить из сборника (имеется в библиотеке) все задачи по пропущенной теме или темам и выслать написанные от руки ответы в формате pdf через форму (для отправки нажмите на ссылку).
В случае если обучающийся не знает пропущенные темы, то нужно связаться с преподавателем, ответственным за проведение отработок (hosp_therapy_otrabotki@tvgmu.ru).
В ответном письме обучающемуся будут высланы названия пропущенных тем.
При неудовлетворительном решении задач студент должен решить задачи заново.
Оценки, полученные за решение ситуационных задач при отработке пропущенных занятий, не учитываются в балльно-накопительной системе.
Обращаем внимание, что все присланные ответы проверяются на плагиат. В случае, если высылаются файлы, которые ранее уже высланы другими обучающимися, то отработки не засчитываются и аннулируются у тех, кто «поделился» ответами.
Для отработки пропущенных лекций необходимо написать рефераты и также, как и в случаях с занятиями выслать их через форму (ссылка выше). Тематику пропущенных лекций необходимо уточнять у лаборанта кафедры Степановой Любови Алексеевны.

















