Созидание как призвание

К 85-летию основателя и первого декана педиатрического факультета Тверского ГМУ, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Анатолия Фёдоровича Виноградова
Народная и профессиональная слава любой большой организации, а тем более высшего образовательного учреждения – это всегда непосредственная заслуга конкретных людей, тех выдающихся и неординарных сотрудников, кто в разные годы привносил и накапливал своим трудом, талантом и достижениями историческое наследие и бесценный интеллектуальный багаж для целого огромного коллектива. Согласитесь, по большому счёту, абсолютно каждый, кто честно трудится и эффективно работает в родном университете, безусловно, вносит свой посильный вклад в его современную историю и непосредственно участвует в формировании корпоративного имиджа и престижа. Но в любом коллективе есть особенные люди – созидатели и открыватели, те, кто не просто превосходно и профессионально работает, но и создаёт и внедряет новые концептуальные идеи и масштабные направления, позволяющие объединить и сплотить талантливых людей. И главное – даёт всем им счастливую возможность для личностного развития и стремительного профессионального движения вперед, и при этом – направляет их ценнейший потенциал знаний, умений и способностей в одно генеральное дело, способное реально помогать людям и обществу в целом. Таких нетривиальных героев мы называем основоположниками, истинными лидерами, историческими личностями, внесшими особый вклад в историю учреждения и профессии, ставшими настоящими созидателями в самом чистом и ценном понимании этого слова.
Таких выдающихся героев Тверской медицинский университет знает и помнит немало, их солидная плеяда – повод для гордости, радости и благодарности многих тысяч студентов-медиков и врачей, которые с достоинством и честью несут звание выпускника именного этого прославленного вуза. Немало среди них и блестящих выходцев педиатрического факультета Тверского ГМУ, каждый из которых, убеждён, связывает свои благодарные воспоминания и ощущения в первую очередь с именем выдающегося отечественного учёного-педиатра, Заслуженного деятеля науки и Заслуженного врача Российской Федерации, доктора медицинских наук, профессора Анатолия Фёдоровича ВИНОГРАДОВА.
Многие десятилетия подряд именно этого удивительного человека справедливо называют «Главным детским врачом Верхневолжья» и «Отцом тверских педиатров». Именно Анатолий Фёдорович Виноградов является инициатором открытия педиатрического факультета в стенах ТвГМУ (КГМИ), более 20 лет он был его первым и бессменным деканом, именно его усилиями в вузе открыто несколько новых кафедр и подготовлена целая армия замечательных врачей и учёных, ставших не только блестящими специалистами-практиками, но и авторитетными кандидатами и докторами наук… Вся огромная педиатрическая общественность Тверского региона сегодня искренне благодарит профессора А.Ф. Виноградова за годы увлекательной учёбы и необыкновенного плодотворного сотрудничества и сердечно поздравляет своего любимого Учителя со славным юбилеем – 85-летием со Дня рождения!
Любопытный факт: многочисленные коллеги по вузу не дадут мне соврать – все, кто хоть единожды имел счастье общаться с Анатолией Фёдоровичем могут легко подумать, что он является коренным жителем Твери. Профессор А.Ф. Виноградов всегда с гордостью называет себя «тверичом», превосходно знает историю Верхневолжья, прекрасно ориентируется в геополитических и исторических перипетиях нашего региона и легко даст фору любому профессиональному экскурсоводу и историку-исследователю, ибо сходу может на память процитировать и интересные исторические документы, и художественные произведения, характеризующие жизнь наших земляков в самые различные временные отрезки. И парадоксальны здесь вовсе не интеллектуальные энциклопедические знания уважаемого юбиляра (это как раз его уникальная отличительная черта), а тот факт, что родился и вырос он очень далеко от Тверской земли…
В биографии Анатолия Фёдоровича много важных географических точек: родился он 31 мая 1939 года в Уфе, школу окончил в Магадане, стал выпускником медицинского института в Москве, успешно работал в Чукотской тундре, Тюмени и Афганистане, и только с 1988 года его судьба неразрывно связана со столицей Верхневолжской земли и Тверским медицинским вузом. Безусловно, 35 лет – это весьма солидное время, позволившее вписать имя Анатолия Фёдоровича золотыми буквами в историю региональной медицинской науки и практического здравоохранения, но всё же важно уточнить – фундамент неординарной личности будущего успешного учёного, опытного практического врача и талантливого организатора здравоохранения формировался гораздо раньше и, отнюдь, не на живописных берегах великой русской реки Волги, которую он так любит всей душой.
Справедливо говорит мудрец Боэций: кто в учениках не бывал, тот учителем никогда не будет. Для любого большого профессионала огромную роль играют школа и учителя. Анатолию Фёдоровичу крупно повезло – способный и целеустремленный школьник-выпускник с лёгкостью поступил и блистательно окончил один из самых престижных медицинских вузов СССР – Второй медицинский институт имени Н.И. Пирогова, где была одна из самых сильных и известных научных школ педиатрии в нашей стране. В то время здесь работают выдающиеся учёные-педиатры, будущие академики В.А. Таболин, Ю.Е. Вельтищев, Ю.Ф. Исаков, профессора С.Д. Терновский, Д.Д. Лебедев, В.А. Власов и многие другие. Фамилии этих знаменитых людей мы сегодня хорошо знаем, как авторов хрестоматийных учебников по педиатрии и детской хирургии, основателей крупнейших научных школ, сделавших советскую медицинскую науку ведущей в мировых масштабах.
Безусловно, молодой и усердный студент А. Виноградов прекрасно понимал, у кого нужно перенимать опыт и впитывать драгоценные знания, поэтому учился прекрасно и старался не пропустить ни одной лекции и практического разбора. Его увлекала потрясающая академическая атмосфера, царившая на кафедрах легендарного вуза, здесь он успешно занимается студенческой наукой, участвует в экспериментах, публикует тезисы своих первых исследовательских работ в печати. Учителя-корифеи сразу приметили умного и старательного студента, поэтому рекомендовали его для продолжения обучения в клинической ординатуре и аспирантуре. Но Анатолий Фёдорович выбирает для себя не самый простой путь – он абсолютно убеждён, что настоящего успешного движения в науке не может быть без врачебной практики и личного клинического опыта. Именно поэтому после окончания вуза, отказавшись от столичных перспективных возможностей, он намеренно решает отправиться за этим самым драгоценным опытом, причём не куда-то в ближайшее Подмосковье, а на Крайний Север, где катастрофически не хватало практических врачей-педиатров. С ним же уезжает и его молодая супруга Жанна, с которой он поженился незадолго до окончания обучения в институте и до сих пор живёт в счастливом семейном союзе.
В течение двух лет А.Ф. Виноградов работает районным детским врачом шести тундровых территорий Чукотского национального округа. Несложно представить, что воспетой многими поэтами красивой романтики здесь было немного – в лютую стужу и непроглядные снежные метели, на собачьих или оленьих упряжках, а, если повезёт, то на стареньком вездеходе, с верным «Винчестером» на плече доктор Виноградов ежедневно спешил на помощь больным детям в самые отдалённые населённые пункты. За эти два непростых года он научился лечить всё – от банальной простуды до тяжёлого септического шока, зачастую сутками не отходил от страдающих маленьких пациентов, требующих постоянного ухода и медицинского контроля. Помощников рядом не было, всё приходилось делать и решать самому – лучшей практики трудно себе представить. Как вспоминает сам Анатолий Фёдорович, частенько выручали неплохие теоретические знания, полученные в институте, и, конечно, умные книги, с которыми молодой доктор не расставался сутками напролёт. Именно здесь, в этих непростых условиях, он впервые осознал, какое важнейшее значение для практической медицины имеет профессиональная литература, как важно правильно запечатлеть на бумаге собственный практический опыт, который способен в будущем реально помочь другим докторам в непростой и ответственной работе, успехом которой является самое ценное – здоровье и жизнь страдающих детей.
1964 год можно назвать переломным в судьбе будущего профессора А.Ф. Виноградова – после успешной стажировки в Чукотской бескрайней стороне Анатолий Федорович был принят в аспирантуру на кафедру госпитальной педиатрии своего родного вуза. Он увлеченно и быстро собирает материал и через три года с успехом защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Неотложная терапия острых случайных бытовых отравлений у детей». Северный опыт очень пригождается ему в научной деятельности, полученные навыки он систематизирует, анализирует, оригинально интерпретирует и мастерски описывает в своей диссертационной работе и ряде крупных публикаций в столичной научной печати.
Новоиспеченному кандидату наук сразу предлагают работу на кафедре и вполне перспективную тему для будущего докторского исследования, но Анатолий Фёдорович снова удивляет своих наставников неожиданным отказом – вместе с семьей он уезжает работать в далёкую Тюмень.
Можно предположить, что здесь сыграли важную роль здоровые и оправданные амбиции – молодой, но уже опытный, и, что особенно важно, умеющий стратегически мыслить учёный и практический врач прекрасно понимает, что пробиться к заветным научным вершинам (а именно они могли двигать таким устремлённым и одарённым человеком, как Анатолий Фёдорович) в столице будет очень непросто. К тому же здесь, в колыбели отечественной педиатрии, его оригинальные идеи и созревающий организаторский потенциал может не получить тех перспективных возможностей, которые ему может дать периферийный вуз. Наверное, уже тогда доктор А.Ф. Виноградов почувствовал в себе природную потребность к созиданию и организаторской деятельности, он полон идей и сил для создания чего-то большего и важного, он хочет самостоятельности и возможности объединять вокруг себя талантливых людей, мечтает создать свою команду единомышленников, взрастить учеников и последователей.
Думается, что на ментальном уровне он осмысливает и проверяет знаменитую философскую аксиому Уильяма Уорда про то, что посредственный учитель излагает, хороший – объясняет, выдающийся – показывает, и только по-настоящему великий учитель – вдохновляет. Оставаться хорошим или, не дай бог, посредственным специалистом в условиях столичной конкуренции он просто не мог себе позволить, поэтому находит прекрасное место для своего будущего созидания и возможного вдохновения…
Сразу после защиты кандидатской диссертации Анатолий Фёдорович Виноградов приступает к работе на кафедре педиатрии Тюменского медицинского института. Перспективного и оригинального детского доктора быстро оценивает руководство вуза – совсем скоро он становится доцентом кафедры детских болезней, а потом и заведующим самостоятельным курсом пропедевтики детских болезней. Яркие публичные выступления доцента А.Ф. Виноградова, активно работающего над докторской диссертацией с московскими корифеями, его конструктивные предложения по оптимизации учебного процесса, совместные научные публикации с оживившимся сообществом практических врачей-педиатров, увидевших в нём стратегического лидера и оригинального организатора, подогревают интерес ректората вуза к его незаурядной личности. Уже в 1973 году молодого доцента назначают проректором института по учебной работе, и буквально через год по инициативе А.Ф. Виноградова в Тюменском медицинском институте открывается педиатрический факультет. Надо заметить, первый в его профессиональной карьере, но, как покажет время, далеко не последний…
С 1975 по 1977 годы А.Ф. Виноградов исполняет обязанности ректора Тюменского мединститута и продолжает активно развивать научную и образовательную базу созданного им факультета. В 1977 году его выбирают заведующим кафедрой детских болезней педиатрического факультета, а в 1979 году Анатолий Фёдорович успешно защищает докторскую диссертацию на тему: «Фазовая характеристика клинической картины, показателей обменных процессов и интенсивной терапии тяжелых пневмоний у детей раннего возраста» и вскоре становится профессором.
В 1984 году профессор Анатолий Фёдорович Виноградов, как наиболее опытный и успешный организатор в сфере педиатрии, руководством Всемирной организации здравоохранения был направлен в Демократическую республику Афганистан, где он работал по 1987 год советником руководителя по высшей медицинской школе, а также являлся научным консультантом и разработчиком национальных программ «Охрана здоровья матери и ребёнка в ДРА» и «Здоровье населения ДРА». При его непосредственном участии был организован Кабульский медицинский университет, на базе которого открыты 5 новых факультетов, в том числе и педиатрический.
Превосходная столичная научная школа, личный организаторский управленческий опыт в медицинском вузе и годы клинической практики за плечами, полученные в суровых условиях Крайнего Севера, позволили Анатолию Фёдоровичу так ярко и успешно проявить себя на международной арене. Важно подчеркнуть, что доктор А.Ф. Виноградов в Афганистане не только занимался важными административными делами, но и много помогал практическому здравоохранению – он регулярно проводил мастер-классы и практические разборы сложных пациентов в коллективах молодых и опытных врачей в городских больницах.
Третий, и, наверное, самый главный в его жизни, педиатрический факультет профессору А.Ф. Виноградову было суждено открывать на Тверской земле. Именно сюда дружная семья Виноградовых – Анатолий Фёдорович, Жанна Викторовна и их дочь Оксана – переезжает в 1988 году. Прозорливый и невероятно деятельный ректор Тверской государственной медицинской академии (КГМИ), профессор Б.Н. Давыдов, наслышанный об успехах Анатолия Фёдоровича в СССР и за рубежом, приглашает именно его возглавить главную педиатрическую кафедру вуза и помочь в осуществлении давней мечты – создании педиатрического факультета на Тверской земле. К тому времени столица Верхневолжья в буквальном смысле задыхалась от нехватки профессиональных кадров в педиатрическом звене здравоохранения, нужен был опытный лидер, способный воспитать новых докторов и взрастить с нуля научную педиатрическую школу. Нужен был человек, который сможет не только учить и показывать, а именно вдохновлять молодых врачей на перспективное движение к новым вершинам. И тут, как говорится, попадание в десятку – лучшего кандидата для такой сложной, но значимой и перспективной деятельности сложно себе представить.
Принимая бразды правления кафедрой детских болезней, Анатолий Фёдорович сразу расставляет важные приоритеты – он в первый же день уговаривает свою предшественницу на посту заведующего кафедрой, профессора Ольгу Сергеевну Культепину не уходить на пенсию, а продолжить работу в обновленном кафедральном коллективе, всячески поддерживает её и неизменно подчёркивает её уникальную роль в становлении и развитии педиатрической службы на Тверской земле. Надо сказать, что подобная мудрая и дипломатичная модель безболезненной смены власти не была характерной для кафедр и вуза в целом, чаще всего кафедральные страсти были подчинены известному принципу: «двум медведям не ужиться в одной берлоге». Профессор А.Ф. Виноградов сразу же разрушил многолетние провинциальные стереотипы и с первых дней своей работы выстроил чёткие взаимоуважительные коллегиальные отношения между всеми своими сотрудниками, чем вызвал естественный интерес и всеобщее одобрение в профессиональном педиатрическом сообществе.
На кафедру быстро потянулись люди из практического здравоохранения, многие доктора стационаров и поликлиник увидели в Анатолии Фёдоровиче долгожданного лидера, искренне увлеклись его научными идеями, активно принялись за написание диссертационных работ под его руководством. Так, быстро и стремительно, начала формироваться научная школа профессора А.Ф. Виноградова, которая с каждым годом обрастала новыми людьми, желающими свой личный практический врачебный опыт трансформировать в плоскость интересного и перспективного научного анализа. Анатолий Фёдорович чётко понял главный смысл своей деятельности – взрастить научную школу можно только из практического звена. Он всегда подчеркивал, что абсолютно каждый приходящий к нему врач, по-своему уникален и, безусловно, перспективен и что его главная задача – помочь всем заинтересованным найти свою индивидуальную тему и грамотно направить их желание и потенциал в нужное научное русло. А еще – не затягивать процесс, ибо для качественного скачка в развитии педиатрического научного потенциала вуза нужны остепененные кадры, которыми быстро становились окрыленные работой с Анатолией Фёдоровичем опытные врачи-практики.
Кафедральная жизнь с новым заведующим, как говорится, забила живительным ключом, но главное деяние в тверском периоде биографии профессора А.Ф. Виноградова реализовалось в 1989 году – в нашем медицинском вузе был открыт долгожданный педиатрический факультет, деканом которого, естественно, стал его создатель и вдохновитель. Любимым деканатом Анатолий Фёдорович Виноградов руководил 20 лет. За эти годы он воспитал огромную плеяду превосходных учеников, с успехом защитивших докторские (7) и кандидатские (более 30) диссертации. Такой завидный урожай остепененных специалистов-педиатров требовал новых баз и площадок для дальнейшего роста и эффективного развития посеянных профессором А.Ф. Виноградовым в благодатную интеллектуальную почву свежих научных идей. Поэтому по инициативе созидателя в институтских стенах было открыто 7 новых кафедр педиатрического факультета, которые возглавили ученики и последователи Анатолия Фёдоровича, продолжающие по сей день заложенные им оригинальные академические традиции в образовании и научной деятельности, при обязательном условии внедрения их результатов в практическое здравоохранение региона.
Многоцветье и разнообразие диссертационных тем, реализованных педиатрической научной школой ТвГМУ под руководством профессора А.Ф. Виноградова, можно назвать более чем впечатляющим. При непосредственном научном патронаже Анатолия Фёдоровича были обобщены результаты оригинальных авторских исследований по диагностике и лечению нейроциркуляторной дистонии, тяжелых сердечных дизритмий, инфекционного мононуклеоза, сахарного диабета, различных форм пневмонии, нефритов и гастродуоденитов у детей всех возрастов; были проведены фундаментальные исследования по выявлению и медикаментозной коррекции различных проявлений врожденной дисплазии соединительной ткани; огромное внимание уделено изучению состояния здоровья и поиску новых путей более эффективного выхаживания недоношенных маловесных новорожденных с различной тяжёлой соматической патологией.
Отличительной чертой многих диссертационных работ тверских педиатров можно назвать уникальный мультидисциплинарный подход в поиске принципиально новых диагностических и лечебных алгоритмов. Для достижения этих амбициозных и перспективных задач профессор А.Ф. Виноградов активно привлекал к сотрудничеству коллег-профессоров смежных специальностей – кардиологов, неврологов, хирургов, специалистов лабораторной и инструментальной диагностики, физиологов, биохимиков, патофизиологов и морфологов. На стыке взаимосодействия традиционных фундаментальных и клинических дисциплин всегда рождались интересные и свежие концептуальные идеи, находившие своё научное обоснование и реальное применение как в экспериментальной медицине, так и в практической врачебной плоскости.
Помимо руководства многочисленными диссертационными работами, А.Ф. Виноградов является соавтором более 300 научных публикацией в центральной периодической литературе, 7 монографий, фундаментальных учебников «Детская поликлиника» и «Детские болезни». С 1989 года он являлся научным руководителем «Комплексной региональной программы охраны здоровья женщин и детей и снижения младенческой смертности в Тверской области». В основу данного масштабного социально-научного проекта легла разработанная Анатолием Фёдоровичем уникальная концепция пятиэтапного формирования здоровья детей, получившая название «Тверская спираль профессора А.Ф. Виноградова». Сегодня это фундаментальное открытие рассматривают как основополагающую теорию в современном понимании механизмов организации медицинской помощи детскому населению, она описана во всех современных учебниках по детским болезням и социальной педиатрии, что подчеркивает абсолютный приоритет Тверской научной педиатрической школы в координатах национальной российской системы оказания практической медицинской помощи.
За годы работы в структуре управления Тверским медицинским вузом профессор А.Ф. Виноградов был непосредственным участником и инициатором многих важнейших событий в истории учебного заведения, всегда был (и остаётся по сей день) верным соратником и единомышленником, мудрым советником, к чьему мнению всегда прислушиваются, и чей авторитет и опыт помогали успешно решать самые сложные стратегические задачи. К безусловным личным заслугам Анатолия Фёдоровича можно отнести его идею и предложение создать в вузе собственный Редакционно-издательский центр, миссией которого стало создание качественной и полезной медицинской литературы для студентов и практических врачей.
Здесь стоит вспомнить о тех оригинальных мыслях, которые посещали нашего юбиляра, ночами напролёт читающего умные книги в сложные годы практической работы на Чукотке. И как здорово, что реализовать эту замечательную идею удалось спустя десятилетия именно на Тверской земле и именно в нашем университете, который сегодня заслуженно гордится своей издательской деятельностью и выпускает монографии и учебники федерального уровня. Стоит подчеркнуть, что такого феноменального успеха РИЦ ТГМА (ТвГМУ) смог достичь в первую очередь благодаря личному участию супруги Анатолия Фёдоровича – Жанны Викторовны Виноградовой, которая долгое время возглавляла данную структуру и собрала алантливый творческий коллектив профессиональных издателей и редакторов.
За многолетний созидательный труд на ниве отечественного здравоохранения и высшего образования профессор А.Ф. Виноградов многократно отмечен высокими правительственными наградами, среди которых, наверное, следует особенно выделить звания Заслуженного деятеля науки и Заслуженного врача Российской Федерации, а также Почетного работника Высшей школы России.
Но позволю себе предположить, что для самого Анатолия Фёдоровича Виноградова куда более ценным и значимым является другое и совершенно особенное звание – быть Учителем для своих драгоценных учеников, которые помнят о нём, любят его и не устают благодарить за всё то, что он щедро им подарил, ведь настоящий Учитель — не тот, кто тебя воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. А что может быть главнее для любого настоящего учёного?..
В подтверждение этих слов с приведу цитату одного из многочисленных учеников А.Ф. Виноградова доктора медицинских наук, профессора Семёна Михайловича Кушнира, который очень образно и ёмко охарактеризовал нашего сегодняшнего юбиляра:
«Учительский талант Анатолия Федоровича не формален, не тщеславен и не вписывается в должностные рамки. Для него это жизненная потребность, кредо его нравственной ответственности за учеников. Тяжелые ли в нашей жизни 90-е, творческие ли 2000-е годы – Анатолий Федорович всегда рядом надежной опорой доброго советчика и друга вне зависимости от его занятости и времени. Он обладает свойством будить совестливое, честное и праведное отношение к любому делу: науке, преподаванию, врачеванию. Нет, он не требовал и не менторствовал. Он прививал эти чувства, как прививают малых детей от чуждой здоровому организму патологии…»
Нам же остаётся от души поздравить дорогого юбиляра с Днём рождения и сердечно пожелать уважаемому Анатолию Фёдоровичу неизменно крепкого здоровья! А ещё сказать ему в очередной раз своё искреннее спасибо за то, что нам всем несказанно повезло жить, учиться и работать в эпоху таких выдающихся Учителей и уникальных Созидателей, способных не только обучать, показывать и объяснять, но и вдохновлять нас, прежде всего своим собственным примером, на добрые дела и честное служение людям и любимой медицинской профессии!
Максим СТРАХОВ,
кандидат медицинских наук,
член Союза российских писателей
Фото из архива кафедры детских болезней Тверского ГМУ