Итоги XII Международной научно-практической и образовательной конференции «Медицинский дискурс: теория и практика»
12 апреля 2024 года в Тверском государственном медицинском университете состоялась XII Международная научно-практическая и образовательная конференция «Медицинский дискурс: теория и практика».
Открыла конференцию проректор по научной работе и инновационной деятельности Тверского ГМУ Ольга Николаевна Бахарева.
Ольга Николаевна подчеркнула, что в настоящее время большое внимание уделяют вопросу коммуникации: между врачом и пациентом, между коллегами-врачами в служебной обстановке. Без правильно выстроенной коммуникации сложно собрать анамнез, а это – почти 80 процентов успеха в лечении. Без расположения и доверия к врачу, достигнутого благодаря его коммуникативному мастерству, пациент не будет достаточно открыт для общения, не будет идти на сотрудничество.
Медицинский дискурс – это целая наука, специфика которой познается путем изучения законов восприятия и переработки всей получаемой информации. Овладение этими законами – задача, стоящая перед каждым будущим врачом.
Первые шаги к этому делаются в стенах университета, в том числе, на ежегодной конференции, что и отметила в своем приветственном слове заведующая кафедрой иностранных и латинского языков, кандидат филологических наук, доцент Елена Владиславовна Виноградова.
Она подчеркнула, что медицинский дискурс – это язык в языке, включающий все аспекты коммуникации, влияющие на пациента, как языковые, так и паралингвистические. Понимание этого ведет к поиску и исследованию путей оптимизации взаимодействия в рамках медицинского дискурса, что отражается в работах не только сотрудников нашего университета, но и их коллег из других вузов России, а также ближнего зарубежья.
Так, из года в год в конференции принимают участие представители Минского государственного медицинского университета и Гродненского государственного медицинского университета. В этом году они представили свои доклады в онлайн формате и прислали приветственный адрес, который зачитала профессор кафедры иностранных и латинского языков, доктор филологических наук, доцент Алина Юрьевна Соколова.
Во время пленарного заседания были заслушаны следующие доклады:
- «Медицинский дискурс и страхи пациента» (Колесникова И. Ю., д-р мед. наук, профессор, Тверской государственный медицинский университет);
- «Приёмы мотивирующего интервью в беседе с пациентами, имеющими хронические заболевания» (Виноградова Е. В., канд. филол. наук, доцент, Тверской государственный медицинский университет, Масюков С. А., врач-ревматолог ООО «Медпрофи»);
- «Исследование эмоционального выгорания среди врачей-онкологов» (Максимов Д. А., врач-онколог, канд. мед. наук, главный врач, доцент кафедры онкологии Тверской областной клинический онкологический диспансер; Горшкова А. С., клинический ординатор кафедры онкологии Тверской государственный медицинский университет);
- «Проблемы сохранения индивидуальности в современной медицине» (Башилов Р. Н., канд. филос. наук, доцент; Башилова С. М., канд. филос. наук, доцент, Тверской государственный медицинский университет);
- «Искусственный интеллект: проблема доверия пациентов (на примере внедрения искусственного интеллекта в маммографии» (Моисеев Д. А., главный врач, аспирант кафедры лучевой диагностики АНО «Медицинский центр «Белая Роза», Тверской государственный медицинский университет, г. Тверь);
- «Альтруизм vs Эвдемонизм в профессии врача» (Буланов В. В., д-р филос. наук, доцент, Тверской государственный медицинский университет);
- «Междисциплинарный подход в преподавании иностранного языка специальности студентам медицинских и фармацевтических специальностей» (Соколова А.Ю., д-р филол. наук, доцент; Гавриленко Н. Г., канд. филол. наук, доцент, Тверской государственный медицинский университет);
- «Коммуникативная функция наименований лечебных учреждений» (Виноградова Е. В., канд. филол. наук, доцент; Тверской государственный медицинский университет);
- «Многозадачный и многоцелевой образовательный процесс: студенческое научное общество» (Соколова А.Ю., д-р филол. наук, доцент, Тверской государственный медицинский университет);
- «К проблеме «медикализации» современного языка» (Гавриленко Н. Г., канд. филол. наук, доцент, Тверской государственный медицинский университет);
- «Использование искусственного интеллекта при обучении иностранному языку в медицинском вузе» (Селезнева О.Н., канд. филол. наук, Тверской государственный медицинский университет);
- «Значение традиционных духовно-нравственных ценностей в реализации демографической политики России» (Соловьева А.В., канд. мед. наук, зав. кафедрой организации и информатизации здравоохранения; Жмакин И.А., канд. мед. наук, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности; Королюк Е.Г., канд. мед. наук, доцент Тверской государственный медицинский университет).
Также в рамках конференции состоялся круглый стол в формате онлайн «Методические вопросы формирования коммуникативных компетенций на занятиях по иностранному языку»
- «Культура поведения врача как центральное понятие цикла «Медицинские коммуникации» (Антипина О. В., канд. филол. наук, доцент; Герман О. Ю., ст. преподаватель; Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск);
- «Жанровое многообразие английских текстов медицинского просвещения» (Торубарова И.И., канд. филол. наук, доцент; Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж);
- «Лингводидактический потенциал сложных синтаксических конструкций медицинского англоязычного дискурса» (Сахнова О. И., ст. преподаватель; Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск);
- «Английские заимствования в современной медицинской терминологии» (Простотина О. В., ст. преподаватель; Скачинская И. А., ст. преподаватель Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск);
- «Способы образования медицинской covid-лексики в немецком языке» (Осьмак О. В., ст. преподаватель; Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск);
- «Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной и переводческой компетенции студентов неязыковых вузов» (Митерева Г. В., ст. преподаватель; Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск);
- «Межкультурная коммуникация в профессиональной подготовке студентов-медиков» (Саянова Г. И., ст. преподаватель; Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск);
- «Речевые модули эффективного общения с пациентом» (Ремпель Е. А. канд. филол. наук, доцент; Барсукова М. И., канд. филол. наук, доцент; Рамазанова А. Я., ст. преподаватель; Саратовский государственный медицинский университет, г. Саратов).
Завершилась конференция дискуссией. Организаторы поблагодарили всех участников и партнеров за помощь в проведении мероприятия.