Сегодня:
24 марта, вторник 12:36
 
Кафедры » Детской стоматологии и ортодонтии
03.04.2019 г.

Врач, ученый, организатор здравоохранения, общественный деятель

К 100-летию со дня рождения Р.Д НовоселовА

и 45-летию кафедры детской стоматологии и ортодонтии

Б.Н. Давыдов, О.А.Гаврилова, С.С. Крылов, В.Л. Чернигин

ФГБОУ ВО Тверской ГМУ, г. Тверь

 

28 апреля 1973 года Министр здравоохранения РСФСР В.Трофимов своим приказом № 226 «Об организации и реорганизации кафедр и курсов в Вузах МЗ РСФСР» в целях улучшения преподавания ряда дисциплин и повышения качества подготовки врачебных кадров в высших медицинских и фармацевтических учебных заведениях МЗ РСФСР приказал организовать кафедру стоматологии детского возраста в Калининском медицинском институте с 1 сентября 1973 года.

Кафедра стоматологии детского возраста (приказ ректора института № 118 от 27 августа 1973 г.) 1 сентября 1973 года начала учебный процесс. В штате кафедры было всего 7 единиц преподавателей. Они были переведены с других стоматологических кафедр. С кафедры хирургической стоматологии на хирургический раздел детской стоматологии пришли проф. Р.Д. Новоселов, доц. Б.Н. Давыдов, асс, к.м.н. А.А. Лаврентьев. На терапевтическом разделе начали работать преподаватели, переведенные с кафедры терапевтической стоматологии: доц. М.П. Бушуева, к.м.н. Л.П. Клюева, асс С.С. Крылов, ортодонтический раздел возглавила Г.А. Туробова, ранее работавшая на кафедре ортопедической стоматологии. Учебно-методический состав был представлен двумя старшими лаборантами (Л.А. Полуднякова, Т.В. Смирнова), лаборантом Е.П. Лазариди, старшим препаратором С.П. Николенко и препаратором И.В. Пономаревой.

Заведующий кафедрой Р.Д. Новоселов на первом кафедральном заседании 26 августа поставил перед коллективом задачу организовать и начать преподавание по трем разделам детской стоматологии (терапевтическому, хирургическому и ортодонтическому) в соответствии с учебным планом, учебными программами и расписанием, утвержденных ректором института.

Уже с первых дней существование кафедры, под руководством Р.Д. Новоселова преподавание стоматологии детского возраста стало проводиться как единая и самостоятельная дисциплины, что в конечной итоге сказалось на подготовке стоматолога детского, хирурга стоматолога и ортодонта. Они при оказании помощи детям могли учитывать особенности детского возраста на основе физиологии и патологии конкретного возрастного периода.

На лекциях, практических занятиях со студентами и клиническими ординаторами четко проводилась линия, что три раздела детской стоматологии по возрастному периоду составляют единое целое. Это особенно важно при проведении и организации плановой санации полости рта детей дошкольного и школьного возраста, при диспансеризации детей со стоматологическими заболеваниями и совершенствовании стоматологической профилактики.

Чтобы это стало возможным Р.Д. Новоселов убеждает в этом ректора института проф. О.А. Дунаевского, Ученый Совет института. Получает полную поддержку с их стороны.

Вместе со своими коллегами профессорами А.А. Колесовым, Т.Ф. Виноградовой (г. Москва) он добивается рассмотрения вопроса о номенклатуре и структуре кафедр стоматологии детского возраста на объединенном заседании Президиума Всесоюзного и Всероссийского научных медицинских обществ стоматологов (13 мая 1974 г.). И если в 1973 году было всего 4 кафедры детской стоматологии в медицинских институтах и институте усовершенствования врачей в Москве, то сейчас они есть на всех стоматологических факультетах медицинских институтов.

В этом проявилась в полном объеме способность проф. Р.Д. Новоселова доказывать и убеждать в правильности выбранного пути, в огромной важности подготовки специалистов по стоматологии детского возраста.

С трех кафедр он собрал преподавателей, имеющих различный опыт в педагогике. Но всех их он сумел объединить одной идеей. Кафедра стала профессиональным объединением единомышленников. С ним было интересно и приятно работать. Лучшего и более требовательного руководителя и учителя невозможно было и пожелать. Понятие «кафедра» для каждого сотрудника несет что-то волнующее и загадочное. Оно манит нас, заставляя вновь и вновь обращаться к ее сути и смыслу, ее судьбе и истории. Это своеобразная фейерическая оболочка, содержимое которой наполнено общей судьбой каждого из нас, тесно связанная с развитием страны, каждой личности, которая своим трудом и верой связывает настоящее и будущее. Для каждого из нас быть сотрудником кафедры почетно и ответственно. Мы благодарим судьбу за то, что у нас есть наша кафедра, которой мы преданы и горды тем, что на протяжении 20 лет с нами был Рафаил Дмитриевич Новоселов.

Будущий врач-хирург и крупный ученый, педагог и общественный деятель, организатор здравоохранения и высшего медицинского образования родился в крестьянской семье Марии Федоровны и Дмитрия Андреевича Новоселовых в селе Зыково Вятской губернии 21 июля 1918 года. Именно семья (родители, бабушка, дедушка) заложила в его характере прекрасные черты великого трудолюбия, верности слову, любви к Родине. И в тоже время родители позаботились о том, чтобы их сын стал вежливым, застенчивым, заботливым и сдержанным человеком.

Он рано познакомился с сельскохозяйственным трудом: помогал родителям и дедушке с бабушкой по уходу за домашними животными, умел доить коров, кормить кур. Был незаменимым помощником в уборке овощей, в других работах на огороде, не по наслышке Р.Д. Новоселов знал, что такое коллективизация.

Не получив среднего образования, он в возрасте 18 лет по благословению родителей из своего села приезжает на работу в г. Пермь и одновременно начинает обучение на рабфаке для подготовки на учебу в высшем учебном заведении. Рафаил Дмитриевич работает и усиленно занимается самообразованием, много читает художественной и учебной литературы. Это позволило ему в 1937 году на вступительных экзаменах в Пермский медицинский институт проявить подлинную зрелость и обширные знания.

Для студента Р.Д. Новоселова началась новая студенческая жизнь. Первый год был очень трудным. Сразу же Рафаил Дмитриевич заявил о себе как аккуратный и исполнительный человек. На однокурсников он производил впечатление вежливого, застенчивого и сдержанного молодого человека. Он завоевал симпатию не только на своем курсе, но и в институте. Он был не только отличником, но и общественником. Почти все студенческие годы он был старостой курса. Его отличала скромность во всем: и в личной и в общественной жизни. Он поражал и восхищал всех удивительной трудоспособностью. Днем в студенческих аудиториях он успешно осваивал медицинские знания. Его особенно интересовала хирургическая стоматология. По вечерам вместе с товарищами работал на вокзале, в порту. Ведь нужно было заработать не только на себя, но и во время каникул что-то привести домой. Он жил делом, думал о деле, говорил о деле. Вместе с однокурсниками он участвовал в субботниках при строительстве второй линии железной дороги около Перми, работал при создании Комсомольского проспекта в этом городе. Все они работали с подъемом и энтузиазмом. Да была усталость, но были песни у костра.

И наверно все это вспомнил Рафаил Дмитриевич Новоселов будучи уже ректором института, когда в Калининской области в 1967 году стали создаваться студенческие строительные и трудовые отряды. Он поддержал инициативу студенческой молодежи института.

Высокие оценки в экзаменационных ведомостях говорили об успехах студента в учебе. А на курсовых экзаменах его ответы оценивались одним словом – «превосходно».

По распределению Р.Д. Новоселов должен был поехать в г. Осу Пермской области на заведование районным отделом здравоохранения. В 1941 году выпускные государственные экзамены он блестяще сдает уже в начале войны.

Практически с первых дней войны он находился в рядах Советской Армии. Он работает хирургом - ординатором эвакогоспиталях блокадного Ленинграда. Трудно сосчитать количество раненых, прооперированных молодым хирургом в сложных условиях. Операционные чаще всего находились в подвалах. Во время бомбежек прекращалось электроснабжение, исчезало водоснабжение, прорывало канализацию. Но как вспоминал Рафаил Дмитриевич, практически никогда не было серьезных осложнений. Легкораненые, поправляющиеся, весь медицинский персонал госпиталей выхаживали прооперированных и они вновь отправлялись на защиту родного Ленинграда. После снятия блокады он в течении нескольких лет служит в общехирургической группе отдельной роты медицинского усиления в хирургических полевых госпиталях. Вот когда пригодился весь объем медицинских знаний, которые получил молодой специалист в студенческих аудиториях, в хирургических полевых госпиталях. Победу в Великой отечественной войне встретил в Прибалтике. Но Вторая мировая война для Новоселова Р.Д. закончится уже на дальнем Востоке, где он принимает участие в войне с милитаристской Японией. За мужество и отвагу, которые он проявил при спасении раненых, Рафаил Дмитриевич награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной звезды, медалями, отмечен благодарностью И.В. Сталина

Р.Д. Новоселов возвращается в Ленинград. С 1948 по 1951 гг. Р.Д. Новоселов обучается в клинической ординатуре на кафедре хирургической стоматологии Ленинградского медицинского стоматологического института под руководством будущего члена-корреспондента АМН СССР, заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора Александра Александровича Лимберга. Именно здесь он выработал в себе высокую дисциплинированность, научную строгость, колоссальное упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В 1952 г. Р.Д. Новоселов избирается ассистентом этой кафедры и одновременно назначается главным врачом базовой стоматологической поликлиники института на Невском проспекте, д. 46, которая имела площадь 2560 м2. Он умело, еще не имея достаточного организаторского опыта, спланировал совместную работу практического здравоохранения и учебного процесса. В свои 34 года он еще не знал, что эта его деятельность пригодится в будущем, и очень скоро, но совершенно в новых условиях.

Постановлением Совета Министров СССР от 1 июля 1954 года № 1321 Ленинградский медицинский стоматологический институт был реорганизован в Калининский медицинский институт с переводом его в город Калинин.

Главный врач Р.Д. Новоселов с 8 по 13 января 1955 года передает представителю Ленинградского горздравотдела здания стоматологической поликлиники, где в дальнейшем разместилась центральная городская стоматологическая поликлиника г. Ленинграда. В то же время он организует демонтаж всего оборудования, сбор мягкого инвентаря и материальных ценностей стоматологической поликлиники для передачи их уже Калининскому медицинскому институту для организуемой стоматологической поликлиники на 75 кресел и стоматологической клиники на 60 мест. К 1 февраля 1955 года заканчивает годовой отчет по госбюджету и специальным средствам. После этого уезжает в Калинин.

В 1955 г. по приказу директора института Р.И. Гаврилова он становится главным врачом стоматологической поликлиники, ставшей учебной базой стоматологического факультета. Надо было перестроить здание областного госпиталя инвалидов Отечественной войны, оборудовать лечебные кабинеты, выделить помещения для профильных стоматологических кафедр. Только несколько вузов Советского Союза имели такие поликлиники. Это явилось очень дальновидным решением при организации медицинского института.

Но оказалось, что площади здания госпиталя не достаточно для развертывания в нем одновременно стационара по челюстно-лицевой хирургии и поликлиники, что не обеспечивало необходимых условий для занятий студентов стоматологического факультета, для   работы сотрудников кафедр.

Вместе с заместителем директора института профессором И.С. Кудриным главный врач просит Министерство здравоохранения РСФСР дать указание Калининскому облздравотделу о выделении для клиники челюстно-лицевой хирургии коек в одной из больниц города и этот вопрос успешно решается.

Одновременно с этим в Министерстве утверждается новое штатное расписание поликлиники в количестве 75 штатных единиц и фондом заработной платы 337 тысяч рублей. Руководство поликлиники получает более 500 тысяч рублей на ремонт инвентаря и оборудования, на приобретение медикаментов, научно-медицинского и хозяйственного оборудования, на капитальный ремонт здания и сооружений. Был успешно решен вопрос с возникшими препятствиями в транспортировке из Ленинграда имущества, переданного на баланс института в г. Калинине.

Рафаила Дмитриевича постоянно можно было видеть среди строителей, занимающихся   строительными работами в   здании   поликлиники. Под его руководством медицинские сестры и санитарки готовили кабинеты к приему первых пациентов, а хозяйственники устанавливали, привезенные из Ленинграда и закупаемые недостающие и современные для того времени бормашины и стоматологические кресла. Для студентов был оборудован фантомный класс и зуботехническая лаборатория. Приобретался нужный учебный инвентарь, недостающий изготавливается на Тверском вагоностроительном заводе (шкафы музейные и химические, столы, барабаны для регистратуры, галошницы, тумбочки прикроватные, кровати).

Не хватало денежных средств. Он вместе с директором института, деканом факультета многократно ездил в Министерство. Они доказывали, убеждали. Деньги перераспределялись между вузами и передавались для нашего молодого института. Главного врача можно было часто увидеть в кабинетах различных строительных и монтажных организаций города, ведь для них проведение всего комплекса работ по приспособлению полученного здания под поликлинику было новым делом.

Рафаил Дмитриевич вместе с работниками хозяйственной части изучил каждый уголок поликлиники. В ходе капительного ремонта потребовалась замена деревянных перекрытий на железобетонные. Осматривая деревянные чердачные перекрытия было обнаружено, что они почти сплошь поражены жучком-точильщиком и в некоторых местах начали рушиться. Их пришлось заменять на новые на площади 600 м2. Руководство поликлиники это волновало, так как объем строительных работ возрос сразу вдвое, а это удлинило сроки ввода здания в эксплуатацию. Были устранены возможные проникновения грунтовых вод в подвальные помещения.

Словарь с медицинскими терминами у главного врача пополнился такими понятиями как «моечная ванна», «вытяжная вентиляция», «канализационный стояк», «пищеблок» и др.

16 ноября 1955 года поликлиника начала прием пациентов в лечебных кабинетах, где было установлено 75 зубоврачебных кресел. Студенты слушали лекции в аудитории на 100 человек.

Приказом министра Здравоохранения РСФСР В. Степанова № 616 от 10 декабря 1955 года большой группе сотрудников (14 человек), т.ч. Р.Д.Новоселову, за большую работу по передислокации имущества и организации кафедр была объявлена благодарность с занесением в трудовую книжку. В свою очередь директор института Р.И. Гаврилов своим приказом (№ 253 от 27 декабря 1955 г.) за большую организационную работу по созданию поликлиники, проведению капитального ремонта и оснащения ее современным медицинским оборудованием объявляет благодарность сотрудникам поликлиники, включая главного врача Р.Д. Новоселова с занесением в личное дело. Другим приказом были отмечены особо отличившиеся студенты, принимавшие участие в ремонте поликлиники и организации кафедр института.

Являясь преподавателем, врачом, Рафаил Дмитриевич со знанием дела выполнял ответственную и трудную работу по открытию превосходной современной поликлиники. До настоящего времени она остается удивительным лечебным комплексом и одновременно базой по подготовке и переподготовке врачей для Тверского и других регионов страны, для обучения ординаторов и аспирантов многих стран мира.

За время работы главным врачом (1954-1964 гг.) он приобрел колоссальный опыт и большие знания по организации строительных работ, научился общению с людьми в различных коллективах – будь то врачебный или медицинский персонал, административно-хозяйственный персонал, рабочие строительных организаций. Все это пригодилось, когда Р.Д. Новоселов стал ректором и началось строительство комплекса новых зданий института.

Деятельность главного врача поликлиники Р.Д. Новоселов успешно совмещал не только с преподавательской, но с и научной работой на кафедре хирургической стоматологии (зав. кафедрой – П.В. Наумов), продолжая исследования, начатые в Ленинграде. В 1957 г. он защитил кандидатскую диссертацию («Развитие способов закрепления отломков при переломах челюстей в России и СССР» - исторический опыт).

В работе над диссертацией в полной мере проявилась классическая Ленинградская школа челюстно-лицевой хирургии, которая выработала в нем высокую дисциплинированность, научную строгость, колоссальное упорство и настойчивость в достижении поставленной перед ним цели. Огромная занятость руководителя не помешала ему написать диссертацию на 339 машинописных страницах. Он проиллюстрировал ее 209 фотографиями и рисунками, 12 таблицами. Им было проанализировано 302 работы отечественных и 33 работы зарубежных авторов. И сейчас удивляешься, как на все это у Рафаила Дмитриевича находилось время. А еще надо было уделить внимание жене, сыну, которому в то время было только 10 лет.

В 1959 г. он становится доцентом кафедры хирургической стоматологии. В свои 40 лет он приобрел уже большой профессиональный и житейский опыт. Своим богатейшим опытом и обширными знаниями он щедро делился со своими учениками-студентами, клиническими ординаторами. Он находил время для обсуждения клинических случаев, полученных результатов исследований. Руководя работой студентов в СНО, он помогал будущим молодым специалистам учиться мыслить, анализировать получаемые результаты, четко и ясно излагать суть своих исследований. В трудных ситуациях он помогал хорошим советом и делом.

Для многих Рафаил Дмитриевич запомнился сильным, самобытным, талантливым врачом и педагогом. А общение с ним всегда доставляло глубокое удовлетворение. Он чутко откликался на все новое в челюстно-лицевой хирургии. Его постоянно можно было видеть в операционной. Он первый в клинике начал применять оригинальную методику формирования филатовского стебля.

В клинике челюстно-лицевой хирургии института начинается изучение отдаленных результатов функциональных и анатомических результатов радикальной уранопластики. По этой проблеме начинает исследования и Рафаил Дмитриевич. Он проводит многолетние эмбриологические, морфологические и клинические исследования. Это позволило раскрыть механизм деформации носа при расщелинах верхней губы и неба. На этой основе были разработаны оригинальные методики коррекции хрящей носа во время первичной хейлопластики – первичную ринохейлопластику, а во время устранения деформаций носа – вторичную ринохейлопластику.

Так как Рафаил Дмитриевич в рабочее время был загружен многочисленными служебными делами и обязанностями, он приходил на кафедру гистологии в семь или восемь часов утра. Он внимательно смотрел в микроскоп, просматривал и тщательно изучал препараты и обсуждал написанный текс с консультантом гистологической части своей работы профессором А.П. Гладким.

В 1972 г. Рафаил Дмитриевич защищает докторскую диссертацию «Механизм деформации носа при врожденных расщелинах верхней губы и неба». В 1973 году ему было присвоено звание профессора.

Его особый склад характера, большие организаторские способности, трудолюбие, порядочность были замечены советскими и партийными органами. С 1964 по 1973 г. Рафаил Дмитриевич - ректор КГМИ. В этот период ярко раскрылся его талант руководителя, крупного организатора здравоохранения. Институт активно развивался (началось строительство нового теоретического корпуса), в поликлинике появились пристройки с лекционной аудиторией на 300 мест и стоматологическими кабинетами (это позволило увеличить количество стоматологических рабочих мест до 140). Совершенствовалась учебная, научная, лечебная работа (в стоматологической поликлинике в 1970г. открылось детское отделение), расширялась материально-техническая база (бормашины стали заменяться стоматологическими установками), увеличился прием студентов (350 человек на лечебный и 200 — на стоматологический факультет). В 1965 году начал работать специализированный Совет по защите кандидатских диссертаций по стоматологии и хирургии. Председателем Совета стал доцент Р.Д. Новоселов.

Ректору приходилось решать множество самых разнообразных   вопросов. Даже при обсуждении конфликтных ситуаций Рафаил Дмитриевич никогда не повышал голоса, проявляя большую терпимость, интеллигентность, выдержанность и вежливость. Решения всегда принимались честные и справедливые. Работая с молодыми руководителями отделов, служб, заведующими кафедр, видел их старания в работе, их успехи, по мелочам старался не опекать, но в решении серьезных вопросов они всегда находили с его стороны полную поддержку. С ним было легко работать. Он был спокоен и доброжелателен, внимателен и корректен.

Как ректор большого учебного заведения, он прозорливо понимал ответственность старшего поколения перед молодежью, как основу будущего успеха всего вузовского коллектива. Как зрелый и опытный руководитель, маститый ученый, он много внимания уделял комсомольской и студенческой профсоюзной организациям. Это были годы всплеска высокой активности студентов – медиков (СНО, ССО, СТО, СМО, движение «Студенты народному здравоохранению», факультет общественных профессий…). При Рафаиле Дмитриевиче увеличилось количество обучающихся иностранных студентов, появились иностранные клинические ординаторы и аспиранты. При его поддержке и инициативе деканата по работе с иностранными студентами многое делалось во благо подготовки кадров для развивающихся стран. Его ученики и ученики его учеников трудятся в различных городах России, возглавляют учебные кафедры и лечебные отделения во многих стоматологических учреждениях. Это гордость сегодняшней отечественной стоматологии.

Занимаясь вопросами врожденной патологии детского возраста Рафаил Дмитриевич понял, что настало время преподавать детскую стоматологию, рассматривая ее как самостоятельную дисциплину, включающую не только болезни зубов, но и хирургические заболевания, и аномалии прикуса, то есть терапию, хирургию и ортодонтию, объединенные принципами современной педиатрии.

С 1973 года по 1991 год Р.Д.Новоселов возглавлял кафедру стоматологии детского возраста. А в конце 1973 года он покидает должность ректора института.

Начинать пришлось буквально с чистого листа. Но когда Рафаил Дмитриевич работал ректором в институте, открывались новые кафедры и поэтому он знал, что и в каком порядке надо делать.

Учебный процесс начался на базе детского отделения институтской стоматологической поликлиники (было 21 стоматологических кресел), в городской детской стоматологической поликлинике (число кресел – 24) и челюстно-лицевом отделении 1-ой городской больницы (20 коек). Кафедра располагала тремя учебными комнатами. Одна располагалась в подвальном помещении поликлиники, в две комнаты были в соседнем здании, как мы его любовно называли «зеленый домик». Занятия со студентами проводились в две смены, каждый студент имел свое рабочее место.

Это сейчас детское отделение и кафедра располагаются в современном здании, где созданы все условия для работы студентов, ординаторов на терапевтическом и ортодонтическом приемах, на амбулаторном хирургическом приеме, когда студенты имеют возможность участвовать в операционных днях, видеть лечение детей под общим обезболиванием. У каждого преподавателя есть свое рабочее место, а занятия проводятся в оборудованных учебных комнатах, где можно проводить презентации на практических занятиях. В кабинетах поликлиники можно работать на фантомах. Имеется все необходимое для подготовки и проведении аккредитации выпускников.

С участием Р.Д. Новоселова проходило согласование проекта нового здания (пристройки) поликлиники. Это он скрупулёзно вместе с проектировщиками планировал расположение лечебных кабинетов, регистратуры, гардероба, двух операционных (для взрослых и детей), кабинета для лечения пациентов под наркозом.

В кратчайшие сроки были разработаны собственные методические указания и для студентов, и для преподавателей с учетом имеющихся программ. Все они обсуждались на кафедральных заседаниях. Много внимания уделялось наглядности преподавания практических занятий, читаемых лекций. С Рафаилом Дмитриевичем преподаватели кафедры всегда консультировались по этим вопросам. Он внимательно все просматривал, что-то исправлял, что-то исключал, чтобы подготавливаемые материалы были доступны для понимания студентам, ординаторам.

Кафедра начала подготовку ординаторов и аспирантов. Первым аспирантов кафедры был В.Г. Лавриков, который в 1975 году закончил работу над диссертацией: «Функциональная характеристика верхней губы после пластики односторонних врожденных расщелин верхней губы». После защиты и утверждения ее Президиумом ВАК 29 октября 1975 года он стал ассистентом кафедры и занял имеющуюся вакантную ставку.

В связи с увеличением учебных часов на кафедре появляются новые преподаватели: В.В. Максимова, А.Н. Чумаков, В.В. Петруничев, А.В. Зернов, В.В. Богатов, С.А. Зюзькова, Л.Н. Соколова, С.Н. Бессонов, О.А. Гаврилова, О.А. Мяло, В.Л. Чернигин, В.В. Беляев, Д.В. Бобров. Все они активно включаются в выполнение кафедральных научных тем, планируют выполнения кандидатских диссертаций, которые успешно защищают в различные годы. Почти все сотрудники кафедры имеют степень кандидата медицинских наук. Рафаил Дмитриевич ходатайствует перед ректором о присвоении ассистентам кафедры звания доцент.

Результаты научных исследований имели прямой выход в практическое здравоохранение. Предложенные и разработанные способы диагностики, лечения и профилактики широко внедрялись в практику работы детских стоматологических учреждений города и области. Конечно, в первую очередь, в городской детской стоматологической поликлиники, детского стоматологического отделения институтской поликлиники и детской областной больницы. Рафаил Дмитриевич к участию к преподавательской работе старался привлекать высококвалифицированных врачей стоматологов высшей категории С.С. Бельченко, Г.Б. Туркевич, Н.П. Мазалову, С.А. Виноградову, Е.М. Ефремову, Е.Б. Соловьеву, Е.В. Балябину. Стоматологи-детские, ортодонты, хирурги-стоматологи руководили производственной практикой студентов 5 курса стоматологического факультета на базах г. Твери, нашей и других областях. Преподаватели кафедры выезжали во многие города страны для помощи в проведении практики. В некоторых городах мы встречали врачей, работавших с детьми после окончания клинической ординатуры на нашей кафедре (Л.Н. Николаева, Т.Н. Сахарова, О.М. Михайлова (Волкова) и др.).

Чувствуя со стороны своего шефа – Р.Д. Новоселова постоянную заботу о каждом из нас, мы старались не подводить его. В своей работе мы применяли что-то новое, о чем узнавали во время командировок, выезжая для участия в конференциях, в т.ч. с международным участием.

После 1991 года изменились экономические отношения в стране. При поддержке Р.Д. Новоселова в поликлинике начал работать хозрасчетный центр «Нормодент» его руководителем стал В.Г. Лавриков. Он собрал ортодонтов единомышленников (сотрудников кафедры, ортодонтов детского отделения поликлиники), которые стали использовать для того времени прогрессивные методики лечения, стоматологические материалы для внедрения их в практику врачей-ортодонтов города, области и других регионов страны. «Нормодент» стал центром по исследованию и совершенствованию аджуайс-техники при лечении детей с врожденными пороками зубочелюстной системы. В настоящее время хозрасчетный центр «Нормодент» перерос в ортодонтическое отделение поликлиники (заведующий Д.В. Бобров).

Сотрудников кафедры (А.Н. Чумаков, В.В. Богатов) очень заинтересовал вопрос о возможности использования ультразвука на процессы перестройки и роста челюстей при ортодонтическом лечении. Экспериментально-клинические исследования А.Н. Чумакова были оформлены в кандидатскую диссертацию: «Ультразвук в комплексе лечения зубочелюстных аномалий у детей» (1985 г.) и даже было получено авторское свидетельство на изобретении этого вида лечения.

На протяжении нескольких лет с 1975 года на кафедре проводились экспериментально-клинические исследования по применению различных видов лазеров в детской стоматологии. Б.Н. Давыдов с группой исследователей разработал способ фотогидравлической препаровки биологических тканей. В.В. Петруничев изучал эффективность оперативной техники с использованием лазерного скальпеля при лечении сосудистых новообразований лица у детей. Е.В. Быкадоров начал исследование по препарированию твердых тканей зубов с помощью лазера.

Мы чувствовали, что профессор Р.Д. Новоселов в курсе многих новинок, появляющихся в стоматологической практике. Неостепененным преподавателям он предлагал темы для научного поиска, что в конечном итоге часто заканчивалось защитой кандидатской диссертации.

У Р.Д. Новоселова с 1962 года работа связана со стоматологией детского возраста. В челюстно-лицевом отделении 1-й городской больницы был организован центр по наблюдению за детьми с такой патологией. (З.И. Давыдова). А в 1973 году для систематического наблюдения за больными с врожденными расщелинами верхней губы и неба на кафедре был создан областной центр диспансеризации детей с такой патологией (Т.Н. Климова, В.Н. Серова). Была создана мощная база архивных материалов пациентов с пороками развития лица, которые использовались некоторыми сотрудниками кафедры для подготовки кандидатских диссертаций.

В первые годы работы на кафедре детской стоматологии сотрудники, перешедшие на работу с других кафедр продолжали свои научные исследования, начатые на предыдущем месте работы. Кандидат медицинских наук Г.А. Туробова с кафедры ортопедической стоматологии закончила работу по изучению особенностей развития молочного прикуса при различной глубине резцового перекрытия. Б.Н. Давыдов, ранее работавших на кафедре хирургической стоматологии, продолжил исследования о местно-пластических вмешательствах на верхней челюсти в раннем возрасте. М.П. Бушуева (с кафедры терапевтической стоматологии) продолжила изучение воздействия лекарственных веществ на пульпу зубов. С.С. Крылов (с кафедры терапевтической стоматологии) занимался литературным поиском и клиническими исследованиями по заболеваниям пародонта.

Р.Д. Новоселов с пониманием отнесся к этой работе своих сотрудников и принял все меры содействия для их успешного завершения.

В 1975 году практическим врачом Г.Б. Туркевич закончено и подготовлено к печати сообщение о лечении новым способом одонтогенных кист челюстей у детей. В дальнейшем Г.Б. Туркевич, работая хирургом-стоматологом в детской городской стоматологической поликлинике г. Твери, успешно защитила по этой тематике кандидатскую диссертацию.

Р.Д. Новоселов никогда не чинил препятствий для участия сотрудников кафедры в многочисленных научно-практических конференциях, проводимых в различных городах СССР, в т.ч. в межрайонных конференциях области. Да и сам неоднократно выступал по проблемам детской стоматологии и восстановительной хирургии лица не только в нашей стране, но и за ее пределами. В 1976 году он выступил на съезде детских стоматологов в ГДР.

Научные труды профессора Р.Д. Новоселова внесли весомый вклад в развитие отечественной стоматологии: он автор более 120 работ, опубликованных в советской и зарубежной печати, соавтор «Руководства по хирургической стоматологии» (1972), учебника «Хирургическая стоматология» (1981), монографии «Лазеры в хирургии», научный редактор учебника «Стоматология детского возраста» (1984). Его взгляд на патогенез деформации носа при расщелинах верхней губы представлен во всемирно известной монографии Р. Милларда «Расщелины лица».

Р.Д. Новоселов своим богатейшим опытом и обширными знаниями он щедро делился со своим учениками. Он всех учил не только стоматологии, но и жизни. Благодаря стараниям Р.Д. Новоселова, его огромному авторитету, в многопрофильной областной детской больнице были выделены палаты для детей челюстно-лицевой патологией. Вместе с главным врачом городской детской стоматологической поликлиникой В.Г. Беляевой, он боролся за открытие в школах стационарных стоматологических кабинетов. Была установлена тесная связь с педиатрами, администрациями школ, детских дошкольных учреждений, что позволило успешно осуществить внедрение региональной программы по комплексной профилактике стоматологических заболеваний. Были разработаны методические указания, которые были утверждены совместным приказом департаментов здравоохранение и образования. Научным руководителем программы профилактики в нашем Тверском регионе на протяжении многих лет с





Погода
© Официальный сайт ТГМУ — Тверской государственный медицинский университет — TSMU Official Website 2005 — 2019
При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Политика конфиденциальности