Сегодня:
24 марта, вторник 12:36
 
АЛЕКСАНДР СОБОЛЕВ: НЕВОЗМОЖНОЕ – ВОЗМОЖНО
30.11.2021 г.

В Тверском ГМУ открылся Центр довузовской подготовки и профориентационной работы

IMG_7133.jpg

Испугался, не верил в свои силы, недоучил, недопонял: – скольким талантливым школьникам эти банальные причины мешают построить свою судьбу так, как они бы хотели. И скольких хороших врачей именно по этим же банальным причинам лишается наша отечественная медицина. Тверской медицинский университет – вуз, который вызывает у старшеклассников трепет, подогреваемый таким общественным мнением: сюда поступить очень сложно. Этот миф попытался развеять руководитель нового структурного подразделения университета – Центра довузовской подготовки и профориентационной работы, кандидат химических наук, доцент Александр Евгеньевич СОБОЛЕВ.

Визитная карточка.

IMG_7134.jpgСоболев Александр Евгеньевич –

кандидат химических наук, доцент, председатель Тверского регионального отделения и член президиума Ассоциации учителей и преподавателей химии России. Постоянный участник всероссийских и международных конференций, а также образовательных проектов Россотрудничества. Является признанным экспертом в области химического образования. Разработчик заданий по химии Всероссийской проверочной работы 2020 года. Имеет более 130 научных и учебно-методических публикаций, соавтор нескольких монографий и патентов на изобретения, а также более 20 учебных пособий. В Тверском ГМУ работает с 2018 года в должности доцента кафедры химии. Читает лекции и проводит занятия со студентами-иностранцами на английском языке. Инициатор создания Сообщества учителей и преподавателей химии Верхневолжья, уникальных образовательных проектов с международным участием, региональной олимпиады школьников «Химоня».

– Александр Евгеньевич, не секрет, что в Тверском медицинском университете и раньше существовала довузовская подготовка. Что изменилось?

– Вы абсолютно правы – в вузе многие годы работал даже деканат довузовской подготовки, которым руководил доцент Владимир Михайлович Калиниченко, функционировали подготовительные курсы. В основном это направление касалось иностранных студентов. Остальные мероприятия были точечными и разрозненными. Со временем эта структура была упразднена. Сейчас же ректор Тверского ГМУ, профессор Леся Васильевна Чичановская приняла решение воссоздать подразделение и усовершенствовать систему. При этом ставится несколько задач. Это и увеличение числа абитуриентов из Тверской области (не секрет, что сейчас из дюжины студентов десять – приезжие из других регионов), и продвижение Тверского ГМУ на международном рынке образовательных услуг. А еще довузовская подготовка должна дать больший шанс для поступления выпускникам из дальних районов Тверской области.

Не секрет, что в наш адрес часто приходится слышать упреки от глав муниципалитетов: мол, слишком завышенные требования при поступлении, ребята из маленьких школ не могут даже мечтать о специальности врача. Центр довузовской подготовки поможет восполнить этот пробел, хотя, справедливости ради надо сказать, что подобные упреки стоит обратить к самим выпускникам. Приведу простой пример: как-то мы попробовали организовать дистанционные курсы. На мой предмет – химию – записались всего 5 человек. Не знаю, что это: отсутствие интереса к предмету или неуверенность в себе. Надо, чтобы эта неуверенность исчезла, и одаренные выпускники захотели воспользоваться помощью вуза в подготовке к сложным экзаменам.

– В каком формате будет работать Центр?

– Не стоит воспринимать Центр как некую обособленную структуру с отдельным штатом. Его роль состоит в координации работы различных кафедр, преподавателей, школ, в выстраивании системы довузовской подготовки через сотрудничество с различными образовательными структурами, в том числе и за рубежом. Под эгидой Центра будет развиваться два направления. Это повышение общего уровня образования, а точнее – углубленная подготовка по профильным предметам (русский язык, химия и биология), необходимым для поступления в медицинский вуз. Второе направление – профориентация. Ведь не факт, что хороший химик или биолог будет хорошим врачом. Лучше проверить себя, начав с профориентационного теста. Думаю, нам в этом поможет кафедра философии и психологии, имеющая колоссальный опыт психологических исследований и разработки системы профориентационных тестов. Наша задача – использовать лучший опыт, накопленный в вузе.

абитуриенты 1.png

– Какую реальную пользу и помощь получат от этого абитуриенты?

– Для того, чтобы шире представить медуниверситет в Твери и области, планируем открытие медицинских классов в средних школах. Мой опыт взаимодействия с тверскими преподавателями точных наук позволяет определить реальные возможности школ. Самый качественный уровень подготовки по химии в столице региона демонстрирует школа №45 в микрорайоне «Южный» с углублённым изучением отдельных предметов естественнонаучной направленности. Отличные биологи в школе №46 в Заволжье. В этих учебных заведениях планируем в следующем учебном году открыть профильные медицинские классы. К проекту пожелала присоединиться также школа №4 В Пролетарском районе Твери. В муниципалитетах другая ситуация: имеет смысл делать ставку не на школу, а на конкретного педагога. К примеру, в Ржеве есть отличный химик Ольга Николаевна Родина, которая подтягивает в учебное заведение заинтересованных ребят из других школ, готовит их к поступлению в вузы. С ее помощью планируем организовать медицинский класс и в Ржеве.

45-я школа, участвуя в федеральном проекте «Успех каждого ребенка», единственная выбрала профиль «Первый шаг в медицину». Это позволит ей бесплатно получить соответствующее оснащение: манекены, тренажеры и т.д. Оборудование уже начало поступать, то есть начало положено. Задача Центра довузовской подготовки - методическое наполнение программы, поддержка педколлектива, профориентационная работа.

Есть образовательные организации за пределами области, которые стремятся к сотрудничеству: «Азбука Гиппократа» в Дубне, а также одна из московских школ.

Все знают про сочинский «Сириус» – Всероссийский центр по работе с одаренными детьми. Аналогичный региональный проект – «Орион» – начинает реализовываться сейчас на базе одного из оздоровительных лагерей в Вышневолоцком районе Тверской области. Проект затрагивает разные сферы жизни: искусство, спорт, науку… Наш медицинский университет предложил для проекта смену «Шаги в медицину» – яркий пример эффективного образовательного сотрудничества в системе «школа – вуз». Планируется, что это будет круглогодичный учебный лагерь, в котором одновременно могут заниматься до 120 школьников. Смена состоит из нескольких тематических дней. Один день посвящен химии, другой – биологии, третий – основам формирования ЗОЖ и получению навыков проведения спасательных операций и т.д. Огромный интерес в программе смены вызывает встреча с ректором Лесей Васильевной Чичановской, которая не просто расскажет будущим абитуриентам о своем вузе, но и прочитает лекцию «Популярная неврология». На мастер-классах ребят научат оказанию первой медицинской помощи, нехитрым медицинским манипуляциям (например, как измерять артериальное давление). Ограничений по составу участников нет. Наша задача - используя возможности университета, максимально широко представить его в районах области как одного из лидеров медицинского образования в России. Записаться на учебу сможет по интернету любой ребенок, даже из самой дальней глубинки.

абитуриенты 2.png

– Александр Евгеньевич, как Центр довузовской подготовки будет работать с иностранцами? Повлияла ли пандемия на их количество в вузе?

– Я уже упоминал, что одна из задач работы нашего Центра – продвижение медицинского образования за рубеж. В этом заинтересовано Россотрудничество – организация, которая имеет свои представительства («Русские дома») во многих странах мира, и с которой я активно взаимодействую уже много лет. Лично посетив 50 стран, не понаслышке знаю о востребованности нашего медицинского образования среди иностранцев. Тверской медицинский университет, без сомнения, является одним из флагманов. Особо хочу упомянуть нашу замечательную кафедру русского языка: прекрасный коллектив, много авторских наработок. Благодаря уникальным педагогам иностранцы на подготовительном отделении уже через несколько месяцев начинают свободно объясняться по-русски. Так, в этом году сотрудники кафедры участвовали в Международном форуме русистов стран Азии и Австралии, сделали два доклада. Их выступления были столь яркими и запоминающимися, что по окончании университет получил предложения о новом сотрудничестве, причем из таких стран, с которыми раньше мы не работали – в частности, из Малайзии. В декабре пройдет серия международных конференций Россотрудничества на тему «Искусственный интеллект в образовании». Форумы запланированы в Москве, в Казахстане и во Франции. На это мероприятие был серьезный отбор участников, но кафедру русского языка Тверского ГМУ выбрали безоговорочно. Наши лингвисты вновь представят свой богатейший опыт.

В довузовскую подготовку иностранцев традиционно входит изучение русского языка. В то же время преподавание основных предметов ведется на английском. Я, к примеру, обучаю иностранцев химии. В прошлом году нам впервые пришлось вести подготовительные курсы в онлайн-формате. Несколько групп студентов (большинство было из Шри-Ланки) учились на английском языке, готовились, в итоге 96 процентов из них успешно сдали вступительные экзамены и сейчас уже учатся в нашем университете.

Иностранцев по объективным причинам сейчас меньше, чем в прошлые годы. Но все же география очень обширна: Непал, Индия, Италия, Египет. Израиль, Судан, Сирия и другие страны. Примечательно, что одному египетскому студенту 44 года, он успешно сдал вступительные экзамены, но пока занимается из-за пандемии занимается дистанционно.

– Кстати о дистантном обучении… В этой связи хотелось бы поговорить о многочисленных онлайн-курсах по подготовке в вузы. Есть ли смысл выпускникам к ним обращаться?

– Да, школ и курсов появилось очень много, но зачастую организаторы, продвинутые в интернет-технологиях, пытаются просто получить деньги. Причем от многих онлайн-курсов не только нет пользы, но есть большой вред. Я лично ради интереса проходил некоторые – ошибка на ошибке. К примеру, в некоторых онлайн-школах занятия по химии и биологии ведут вчерашние школьники, единственным достижением которых являются собственные 92-94 балла ЕГЭ. Они этим результатом очень гордятся и считают, что теперь вправе предлагать слушателям за деньги свою авторскую методику.

IMG_7135.jpg

Надо сказать, что лучшую, на мой взгляд, онлайн-школу в России ведет наша землячка, выпускница тверской 45-й школы Екатерина Пуклина (Дацук). В свое время она была первым человеком в Тверской области, получившим на ЕГЭ по химии 100 баллов. Девушка окончила МГУ. Сейчас иногда Екатерина приезжает в Тверь и ведет бесплатные занятия для ребят в родной школе. Мы планируем приглашать Катю на занятия для абитуриентов в университет. Кстати, ее мама работает в библиотеке нашего вуза. Вот такой интересный получается замкнутый круг. Онлайн-курсам с таким преподавателем можно доверять. Но это единичный случай. Здравомыслящие выпускники и их родители должны понимать, что никто не расскажет поступающим лучше про химию и биологию, чем ученые Тверского ГМУ, многие из которых являются экспертами ЕГЭ и признанными профессионалами своего дела.

Формально Центр довузовской подготовки и профориентации открылся в университете с 1 ноября, но мы еще выстраиваем систему будущей работы. Всю актуальную информацию будем сообщать дополнительно в группах Тверского ГМУ в социальных сетях и на официальном сайте.

 

Наш E-mail: info@cdp-tvgmu.ru

Официальная группа ВКонтакте: https://vk.com/tvgmu

 

Текст: Юлия КРУТОВА

Фото: Мария КУСТОВА

 

Наши ветераны






Фотогалерея
Погода
© Официальный сайт ТГМУ — Тверской государственный медицинский университет — TSMU Official Website 2005 — 2022
При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Политика конфиденциальности