|
АНАТОМИЯ «КРАСНОЙ ЗОНЫ»
26.11.2021 г.
Зачем профессора Тверского ГМУ идут работать стажерами в инфекционные госпитали?
О героизме медиков в контексте пандемии COVID-19 уже сказано много, по всей стране появляются памятники, как дань благодарности общества каждому, кто принимает участие в ликвидации эпидемии. Когда в адрес доктора звучит слово «герой», нормальный врач морщится и подчеркивает – не геройство это, а работа, профессия у нас такая - людей спасать и здоровье защищать. И в этом медики солидарны и традиционны. Впрочем, как и в искреннем стремлении принять личное участие в общем деле борьбы с инфекцией, не взирая на возраст, специализацию и профессиональные предпочтения.
Будучи практикующим врачом и видя сложность ситуации изнутри, могу сказать, что очень уважаю тех коллег – не только пульмонологов, реаниматологов и инфекционистов – кто на время пандемии пошел работать в «красные зоны». Вполне понятно и аналогичное стремление студентов-медиков – такой практики они не получат ни на одной из кафедр университета. Но вот желание работать с ковидными пациентами теоретиков, кафедралов-фундаменталистов, не имеющих клинического опыта и стажа, для меня стало откровенной новостью.
ПАНДЕМИЯ СЛУЧАЕТСЯ РАЗ В ЖИЗНИ
Сразу двое преподавателей кафедры анатомии Тверского ГМУ - профессор Светлана Ульяновская и старший преподаватель Ирина Шабанова - уже более года работают врачами в инфекционном госпитале Тверской городской больницы N6. Желание пойти в «ковидарий» возникло не случайно - обе в первую волну переболели коронавирусом, побывав в роли пациентов, потеряв знакомых и друзей, видя насколько тяжело работается врачам, и что людей и рук катастрофически не хватает, они приняли совместное решение пойти помогать. Клинического опыта не было, поэтому пришлось им, несмотря на степени и звания, срочно учиться, проходить экспресс-курсы, чтобы получить допуск к работе с пациентами в качестве… врачей-стажеров!
– Никакого смущения не было! Наоборот, новые знания, новые навыки, новый род деятельности – все это интересно и увлекательно! Всегда с интересом относилась к клинике, скучала по живому общению с пациентами. Я закончила стоматологический факультет, но всю жизнь занималась преподаванием анатомии. И тут вдруг выпал случай, решила: а почему бы и не попробовать? Пусть мы и теоретики, но, в первую очередь, врачи, люди с медицинским образованием, которых учили помогать тем, кто в этом нуждается. Чем мы хуже студентов? А потом, пандемия – это в какой-то степени историческое событие, которое бывает в жизни всего один раз. Считаю, что просто обязана принять в этом личное участие, хотя бы для того, чтобы потом рассказать об этом своим внукам. Своеобразное, конечно, тщеславие, но тем не менее…
У Ирины Шабановой другая история – в ковидный госпиталь пошел работать сын. Вслед за ним потянулись его друзья и сокурсники - все из числа бывших студентов мамы. Они-то и предложили Ирине Николаевне присоединиться. Из чувства солидарности и страха за здоровье единственного ребенка, она не смогла спокойно оставаться дома - опытному педагогу нужно было все увидеть своими глазами и лично потрогать. Коллеги-клиницисты часто говорили о катастрофической нехватке людей в госпитале. В общем, все пазлы сошлись …
У КАЖДОГО СВОЯ «ФИШКА»
Когда С.А. Ульяновская и И.Н. Шабанова переступили порог «красной зоны», сразу же встретились с недавними студентами. Те, конечно, весьма удивились, но новому кадровому пополнению обрадовались. А дальше – работа. Тяжелая, напряженная, подчас изнуряющая. На все остальное попросту не хватало ни времени, ни сил. Новобранцы активно учились, спрашивали, не боялись ошибаться и исправлять свои недочеты. Фундаментальные клинические знания, полученные в мединституте, всплывали в памяти чудесным образом и тут же подкреплялись новыми практическими умениями.
– Огромную помощь нам оказывали доктора, - делится воспоминаниями Ирина Шабанова. – Никто и никогда не показал своего недовольства или раздражения, всегда к нам относились с уважением и вниманием. Плюс ко всему, отделением тогда руководил наш коллега, завкафедрой факультетской хирургии Тверского ГМУ профессор Фамиль Бабаев. Он сразу взял нас под свое крыло и помогал во всем, понимая насколько нам сложно адаптироваться к работе в клинике. Коллегиальность, взаимовыручка, полное понимание и участливость во всем, никакого дискомфорта и высокомерия - потрясающие ощущения!
В первое время работы в госпитале дефицит практики и отсутствие клинического опыта сказывались. Но наши теоретики сразу нашли свою «фишку» - выручало педагогическое умение разговаривать с людьми, чего частенько нет у клиницистов. Они старались лечить словом: разговаривали, объясняли, отвечали на вопросы, отвлекали от плохих мыслей, уделяли внимание каждому. В условиях ковидного госпиталя - это бесценное «лекарство», которого очень не хватает здешним пациентам.
– Самое сложное - это человеческая смерть, - рассказывает ведущий ученый - анатом Тверского региона Светлана Ульяновская. - Мы всю жизнь имеем дело с трупным материалом, в этом смысле нас трудно чем-то напугать и удивить. Но момент неминуемого ухода человека из жизни – то, чего мы не забудем никогда! Самым трудным моментом для меня была не реанимация умирающего человека, а телефонный разговор с его родственниками, которым я должна сообщить о трагедии. Эти слезы и взгляды, которые ты буквально ощущаешь через телефонную трубку, трудно переживать спокойно…
КАФЕДРА В ПРИОРИТЕТЕ
Признаюсь, лично мне довольно сложно представить, как можно совмещать врачебную деятельность в ковидном отделении с чем бы то ни было, а тем более с работой на кафедре. Но С.А. Ульяновская и И.Н. Шабанова ни на день не оставляли своей педагогической работы.
– Кафедра – это наши ежедневные будни и непоколебимый приоритет, – поясняет профессор С.А. Ульяновская. – Мы ни одного дня не пропустили занятия, все студенческие группы вели самостоятельно. Когда мы начали работу в госпитале, университет частично перешел на дистанционное обучение – были группы очные и заочные. Обе формы оказались доступны и методически чётко нами проработаны. Был момент, когда мы предложили студентам выбор: либо мы переходим на обучение в онлайн-режиме, либо занимаемся на кафедре, но в более позднее время, после наших смен в больнице. В анатомии важно не только выучить терминологию, но и увидеть нюансы строения на реальном препарате, своими руками потрогать все «бугорки» и «впадинки». Огромное спасибо, что студенты вошли в наше положение и во всем пошли нам навстречу - ни разу с их стороны не возникло ни одной претензии!
Руководство университета отнеслось к добровольному решению сотрудников совмещать работу в инфекционной больнице с пониманием и уважением. Ректор Тверского ГМУ, профессор Леся Чичановская сама является опытным клиницистом-неврологом и много времени уделяет лечению пациентов, перенесших тяжелые формы коронавируса, поэтому проблемы практического здравоохранения знает не понаслышке.
– Скажем прямо: было довольно сложно после 6-часовой смены в сизах и масках приходить на кафедру и вести занятия до позднего вечера, – дополняет Ирина Шабанова. – Нагрузка, без преувеличения колоссальная и с физической, и с психологической стороны. Но, когда ты видишь этот блеск в глазах, ощущаешь не только живой интерес к любимому предмету, но и уважение со стороны студентов – открывается второе, третье и какие-то другие дыхания, откуда-то появляются силы, а весь негатив мигом улетучивается.
Интересно, что отдельные клинические случаи в ковидном госпитале частенько помогали преподавателям в образовательном процессе. Ирина Николаевна и Светлана Александровна много раз бывали на операциях профессора Ф.А.Бабаева, снимали этапы вмешательств на видео, чтобы потом показывать их студентам и обсуждать варианты анатомических отклонений в сравнении с кафедральными препаратами. Это привносило в учебный процесс свою изюминку и серьезно повышало интерес к изучению предмета. Кроме того, С.А.Ульяновская и И.Н.Шабанова за время работы в больнице умудрились написать и опубликовать более 20 научных статей, оформили 8 ноу-хау, выступили в онлайн-режиме на нескольких конференциях…
– Тот удивительный клинический опыт, который мы приобрели в больнице, – поясняет Светлана Ульяновская, – стал поводом для нового научного поиска. К примеру, мы вместе со студентами в этом году разработали и научно апробировали оригинальные варианты защитных масок с индикаторами, говорящими о необходимости их своевременной замены. Еще одна тема – конкретные предложения вариантов более эффективного ухода за кожей лица после длительного ношения пластиковых масок и респираторов. Если говорить о серьезной фундаментальной науке, то интересны анатомические аспекты поражения поджелудочной железы на фоне COVID-19. На мой взгляд, по этой теме могут получиться довольно интересные диссертационные работы… ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
Сегодня героини нашего рассказа не оставляют свою работу в инфекционных госпиталях. Правда, на этот раз трудятся они в различных отделениях и не в таком объеме, как прежде – кафедральная нагрузка из-за возвращения университета в полноценный очный формат работы не позволяет брать утренние смены, поэтому остаются только ночные дежурства.
Задаю собеседницам свой финальный вопрос: о чем важном и глобальном для себя заставил вас лично задуматься коронавирусный госпиталь? Ответ профессора Светланы Ульяновской – еще одно неожиданное откровение нашей встречи:
– Вы знаете, вся эта история с инфекционным госпиталем меня натолкнула на важную мысль – я хочу вернуться к практической работе врача. Да, я люблю и дорожу кафедрой, она – мой второй дом, ей я посвящаю максимум своего времени, энергии и мыслей. Но! Работа с пациентами, реальная помощь, которую ты можешь оказать живому человеку – тот «наркотик», без которого теперь будет сложно дальше жить. Поэтому я приняла решение восстановить свой сертификат по хирургической стоматологии и вернуться к практической врачебной работе параллельно с педагогической деятельностью на кафедре. Предполагаю, что многие коллеги меня не поймут, осознаю, что после такого длительного перерыва будет очень сложно вернуться в практику, что придётся долго и много учиться, тем не менее, я морально, эмоционально и физически готова к этому.
Текст: Максим СТРАХОВ
Фото: Мария КУСТОВА
|