Сегодня:
24 марта, вторник 12:36
 
О КЛЕТКАХ, ФОНДЕ И «КОЛЛЕКТИВНОМ ГЕНОФОНДЕ»
08.11.2021 г.

Главную кафедру педиатрического факультета Тверского ГМУ возглавил доктор медицинских наук из Москвы Игорь Долгополов

IMG_6407.png

В октябре 2021 года на заседании Ученого совета, коллектив вуза большинством голосов выбрал нового заведующего кафедрой педиатрии Тверского ГМУ. Им стал недавно приехавший в Тверь из столицы детский онколог-гематолог, доктор медицинских наук Игорь Станиславович ДОЛГОПОЛОВ, который сменил на этом посту основателя кафедры Сергея Фёдоровича ГНУСАЕВА, перешедшего на должность профессора-консультанта.

В сегодняшнем интервью мы попытаемся узнать у нового руководителя базовой кафедры педиатрического факультета о том, что ждёт её сотрудников и студентов в ближайшем и отдаленном будущем.

Биографическая справка.

Игорь Станиславович Долгополов – доктор медицинских наук, врач-педиатр, детский онколог, специалист по клеточным технологиям. IMG_6503.pngОкончил в 1994 году Московскую медицинскую академию им. И.М. Сеченова, ординатуру на кафедре детских болезней. 

Работал врачом – детским онкологом, старшим и главных научным сотрудником отделения трансплантации костного мозга в НИИ Детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, заведовал онкологическим отделением клиники «Нейровита» (Москва). В 1999 году защитил кандидатскую, в 2004 году – докторскую диссертации по специальности «Онкология». Автор более 60 печатных работ в российских и зарубежных журналах, более 100 тезисов, соавтор глав в национальных руководствах и нескольких коллективных монографиях. Является научным руководителем 4 кандидатских диссертаций, автором нескольких патентов на изобретения. Проходил стажировки и обучение в клиниках и научных лабораториях Франции, Германии, США. В 2021 году избран на должность заведующего кафедрой педиатрии ФГБОУ ВО Тверского ГМУ Минздрава России. Член экспертного совета «Благотворительного фонда К. Хабенского», Почетный донор России. Женат, отец 5 детей. 

ВОПРЕКИ СТЕРЕОТИПАМ

 – Игорь Станиславович, мой первый вопрос, как говорится, лежит на поверхности. В Твери мы привыкли к тому, что многие медики, выучившись и набравшись опыта, частенько уезжают в столицу за новыми перспективами и более выгодными условиями труда. Ваш переезд из Москвы рушит традиционные стереотипы. Расскажите, почему вы, состоявшийся ученый и врач, доктор наук, решили оставить устроенную жизнь в столице и приехать в наш провинциальный медицинский вуз?

– Начну с того, что не считаю Тверской ГМУ провинциальным вузом. К сожалению, многие сотрудники университета именно так относятся к нему и даже бравируют этим. Я бы акцентировал внимание на том, что это довольно крупный федеральный университет, входящий в дюжину лучших медицинских вузов нашей страны. Это – вуз со своей историей и славными именами, с традициями, которые формировались годами. Поэтому считаю честью приглашение ректора, профессора Леси Васильевны Чичановской, возглавить педиатрическую кафедру.

Если же говорить лично обо мне, то главной идеей переезда в Тверь стала возможность передать свои профессиональные знания и умения здешним докторам и студентам, так сказать, обогатить ими «коллективный генофонд» университета. Это очень важно и нужно в любом медицинском учреждении!

Безусловно, я бы мог найти достойное приложение своим научным идеям и знаниям в Москве, что, собственно, я и делал последние годы, но здесь, в Твери, как мне кажется, это гораздо ценнее, ибо других профессионалов в моей отрасли здесь, увы, нет. Их и в столице, честно говоря, не хватает, но там они хотя бы есть... Поэтому предложение создать на

Тверской земле новое научное направление, подготовить достойных учеников, воспитать молодых ученых я воспринял с интересом – это моя давняя и заветная мечта. Однако каким бы умным и идейным ни был человек, в одиночку ему не справиться - нужна цельная и сильная команда истинных профессионалов. Рад, что команда ректора и коллектив университета приняли меня в свои ряды. Буду надеяться, что смогу оправдать оказанное доверие. 

– Какие задачи вы ставите перед собой как руководитель кафедры, какие цели будете преследовать?

– Задачи, как мне кажется, в любом вузе определяет ректор! Леся Васильевна для меня их тоже четко сформулировала. Во-первых, нам бы хотелось, чтобы в течение 1-2 лет по научным направлениям наш университет вышел на принципиально иной качественный уровень, чтобы о нем узнали и заговорили на международных научных площадках. Безусловно, звучит это громко и одиозно, но, уверен, потенциал у коллектива для этого есть. Здесь создано множество очень перспективных и необычных направлений, которым просто нужно дать новый импульс и задать правильный вектор, тогда все выстрелит в нужную сторону. К примеру – идея изучения постковидного синдрома с позиции комплексного нарушения нервной системы. Это, надо сказать, весьма оригинальная и очень продуктивная тема, умело обогатив которую современными молекулярно-генетическими аспектами, можно добиться фантастических научных результатов. Если нам удастся найти и изучить нарушения тонкой регуляции в геноме человека, пережившего цитокиновый шторм, а также научиться на них воздействовать, то, безусловно, на это обратят внимание в серьезных мировых научных изданиях и учреждениях.

Важнейшей задачей считаю интеграцию интеллектуального потенциала коллектива в государственное научное пространство. В университете много хороших ученых, но они вынуждены вариться в собственном соку, потому что не имеют возможностей транслировать свои научные результаты на более высоком уровне. Моя задача – помочь им, талантливым и способным, преодолеть эти преграды, выйти с докладами на крупные конференции, опубликовать свои работы в рейтинговых журналах, оформить свои результаты в виде монографий в центральных издательствах… На мой взгляд, этого очень не хватает сегодня университету…

IMG_6382.png

«БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ» ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

– Простите, Игорь Станиславович, но в данном моменте осмелюсь с вами не согласиться! В университете есть ученые, профессора, которые известны не только в нашей стране, но и далеко за её пределами, есть авторы хрестоматийных учебников, монографий, ученые с очень высокими рейтингами научного цитирования…

–  Все правильно! Они, конечно, есть и – слава Богу. Кто же отрицает их роль в жизни университета? Ни в коем случае! Я говорю лишь о том, что таких людей должно быть больше. Как можно больше! И не только среди маститых профессоров, но и среди молодых и перспективных ученых, которые будут формировать будущее вуза. Проблема в том, что разрыв между профессурой и молодежью колоссален! Во многом, именно поэтому мы везде и всюду, не только в Твери, наблюдаем кадровые провалы. Их нужно ликвидировать, а сделать это возможно только двигая молодых вперед, давая им дорогу, протягивая им руку помощи.

– Принято! Тем не менее, хотелось бы уточнить – какие конкретные перспективы следует ждать тверским педиатрам?

– Главная проблема всех кафедр педиатрического факультета – разрозненность и отсутствие единой территориальной базы. Эта ситуация сегодня затрагивает не только педиатров, но и все клинические кафедры университета из-за того, что лечебные учреждения города по эпидемическим причинам отказывают вузу в площадях. Сейчас мы активно ищем варианты для решения этой ситуации, нам нужно найти пути для объединения кафедральных коллективов в одном месте, создать свою собственную образовательную базу педиатрического факультета. Это непросто, но варианты искать и прорабатывать нужно, причем сегодня и сейчас.

Еще одной стратегической задачей считаю организацию в будущем клинической базы для сотрудников педиатрического факультета университета. Без клиники нет возможностей ни для полноценного образования студентов и ординаторов, ни для вовлечения их в научную, работу. Для решения этого вопроса следует по-новому подойти к стилистике взаимодействия вуза с региональной властью и учреждениями здравоохранения. Тверской ГМУ – это интеллектуальная элита медицинского сословия. Но жить и работать обособленно от практического здравоохранения нам никак нельзя. Мы должны находить и предлагать новые точки взаимодействия с министерством здравоохранения и правительством области, варианты консолидации кадровых сил в практическом здравоохранении. Могу предположить, что совместные клинические базы под эгидой университета – это реальное укрепление кадрового медицинского потенциала тверского здравоохранения. И в первую очередь, педиатрического сектора, в котором сегодня очень много проблем и недоработок.

Если говорить об образовательном процессе на педиатрическом факультете, то первостепенной задачей я вижу издание собственного университетского учебника по детским болезням, авторами которого будут преподаватели нашего университета. Очень важно собрать и объединить весь имеющийся интеллектуальный, учебный и методический потенциал вуза, обновить его, осовременить, дополнить новыми разделами и издать под одной обложкой. Очень важно, чтобы студенты имели возможность учиться по учебникам, написанным их преподавателями, людьми, которых они знают, видят, которых лично слышали на лекциях и семинарах. Такой учебник должен объединить многолетний опыт маститых профессоров, таких как Анатолий Фёдорович Виноградов и Сергей Фёдорович Гнусаев, а также включить свежий современный взгляд талантливых молодых преподавателей-практиков, которые сегодня отвечают духу времени. Такого учебника очень не хватает вузу!

– Надо сказать, что идеи-то у вас в целом прекрасные, но, на мой взгляд, довольно трудно выполнимые…

– А никто и не говорит, что будет просто! Наоборот, нужно быть готовым, что придется в чем-то перестраивать свою жизнь и во многом менять стиль работы. По-другому – просто не получится! Да, будет сложно, наверное, неудобно и непривычно, но всему коллективу придется объединять усилия и работать в единой команде. При этом важно, чтобы эта команда не расползалась по разным частным углам в поисках удобств, а, наоборот, укреплялась и прирастала новыми кадрами. А по поводу выполнения скажу так – ничего невозможного нет, важно коллективное отношение к самой идее и собственное личное желание каждого учувствовать в процессе реализации поставленной задачи.

Я только приступил к работе заведующего кафедрой, но уже нахожу поддержку и вижу желание сотрудничать со стороны университетских ученых и преподавателей. К примеру, назову декана факультета, доцента Юлию Сергеевну Апенченко, которая с большим интересом отнеслась к идее написания учебника и уже приступила к сбору материалов. Концепцию будущего издания в ближайшие дни планирую обсудить с профессором А.Ф. Виноградовым, который основал педиатрический факультет в вузе и является его ангелом-хранителем. Дальше – больше…

СЛОЖНЫЙ ПУТЬ К ИННОВАЦИЯМ

– Важный вопрос – приняв руководство кафедрой, которая имеет свои двадцатилетние традиции, свою генеральную научную линию, вы будете её продолжать или станете подстраивать сотрудников под новый вектор – свои собственные научные интересы, которые посвящены клеточно-генетическим технологиям и детской онкологии?

– Ни в коем случае я никого перестраивать не хочу! Каждый преподаватель кафедры – состоявшаяся личность, со своим видением процесса преподавания и собственным взглядом на медицину, с персональным опытом. Я приветствую самостоятельность в людях, но также уверен, что в каждом человеке, а уж во враче и преподавателе тем более, есть стремление к самосовершенствованию, к непрерывному познанию нового, желание не просто выполнять свой трудовой договор, а служить людям, которые ему доверились. Своей задачей я вижу интеграцию собственных опыта, знаний и возможностей в общую идею научного процесса.

Многие годы под руководством профессора С.Ф. Гнусаева кафедра занималась проблемой диагностики и лечения проявлений дисплазии соединительной ткани у детей разных возрастов. Очень сложная и важная тематика в педиатрической науке! Я внимательно посмотрел публикации сотрудников, изучил диссертации, ознакомился с методическими материалами и сделал в итоге интересный вывод. Работы эти очень разные – и средненькие, и слабенькие, и очень даже интересные, и вполне себе инновационные. Одним словом – разные и их много. Но важно то, что все они посвящены исключительно клиническим аспектам изучения проблемы и совершенно не содержат элементов молекулярно-генетических исследований, без которых сегодня просто невозможно делать серьезную науку. Клиника – сильная сторона этих научных изысканий, но в отсутствии патофизиологии, биохимии, генетики, молекулярной биологии – это только односторонняя и, увы, ограниченная попытка осмысления проблемы. Еще в 80-х годах прошлого века меня учили, что на смену медицине описательной пришла медицина доказательная. Вот и будем стараться учить студентов, ординаторов и сами работать в этой парадигме.

Именно поэтому, на мой взгляд, важно обогатить и насытить эту тему вышеуказанными смежными аспектами, дополнительно провести ряд молекулярно-генетических исследований, проследить патофизиологические механизмы диспластических процессов в тканях и органах детей. От такой совместной многоплановой работы данная наука только выиграет и даст университету новые диссертации, публикации, патенты, монографии… 

IMG_6491.png

– А как же детская онкогематология? Планируете ли вы заниматься своей родной тематикой в стенах Тверского медуниверситета и, главное – найдете ли вы для этого адекватную платформу, ибо с данным аспектом в регионе и вузе складывается весьма и весьма грустная ситуация?

– Детская онкология - та тема, которой я отдал большую часть своей жизни! Мои кандидатская и докторская диссертации посвящены вопросам пересадки стволовых клеток онкогематологическим больным. Естественно, за годы в профессии наработан колоссальный научный материал, который ждет своей реализации. На первых порах я планирую заниматься именно этим - воплощать в научную жизнь накопленные идеи и архивные наработки совместно с коллегами по педиатрическому факультету. Но важно думать и о будущем - нужно находить возможности для развития детской онкогематологии в Тверском регионе. Это – фундаментальная задача, к которой нужно стремиться.

Очевидно, что быстро реализовать эту идею не получится. Многое будет зависеть от того, насколько ею заинтересуются медицинские учреждения и их главные врачи. Детская онкология, тем более гематологический ее раздел – весьма затратная отрасль медицины, требующая серьезных финансовых и интеллектуальных вложений. Это область, где одному игроку нечего делать. Знаете ли вы, что одним ребенком, заболевшим раком и помещенным на лечение в стационар, занимаются в современной клинике врачи 16 специальностей?! Именно поэтому одному университету, думаю, будет не потянуть этот проект, здесь важна обязательная совместная работа с практическим здравоохранением, которое не имело возможности развивать онкологию из-за отсутствия кадров. Задача университета – эти кадры подготовить, выучить и интегрировать в практическую медицину. Безусловно, это реально, если есть клиническая база... Чувствуете – замкнутый круг...

Сегодня мы уже начали переговоры с главными врачами детских больниц, чтобы этот круг, наконец, разомкнуть и сделать реальный шаг в сторону развития детской онкологии в Твери. Первоначальное понимание ситуации и живой интерес руководителей мы увидели, теперь дело за малым – начать совместное, синхронное и поступательное движение вперед…

АМЕРИКАНСКИЕ МЕЧТЫ – В ТВЕРСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ?

– Слушая ваш рассказ, Игорь Станиславович, могу предположить, что пересадка стволовых клеток – это, наверное, несбыточная мечта для Твери, во всяком случае, в ближайшее время?

– А вот это вы напрасно такие выводы делаете! Понимаете, технику забора и трансплантации стволовых клеток я когда-то впервые увидел во Франции, будучи ординатором на стажировке. Именно там мне, будущему педиатру, предложили заняться этой тематикой в контексте детской онкологии. Далее были научные командировки в Германию и США, откуда, собственно, я и привез эти уникальные методики в Россию. Мы их начали активно внедрять и развивать в московском онкоцентре, добились неплохих результатов.

Заниматься стволовыми клетками в Твери не только можно, но и нужно! И мы будем это делать на базе недавно открывшегося в Тверском ГМУ Института персонифицированной онкологии. Здесь запланирована крупная научная лаборатория клеточных технологий, для которой мы сейчас активно собираем штат сотрудников. Это сделать не так-то просто – специалистов в России очень мало, они все в буквальном смысле нарасхват. Директор нового института, проректор по научной работе Тверского ГМУ Максим Юрьевич Рыков сейчас пытается решить этот вопрос, привлекая собственные научные связи на столичном уровне. Пока все получается, но до открытия еще многое предстоит сделать.

Если лаборатория заработает, университету откроются новые горизонты и возможности для научных экспериментов по данной теме. Если же говорить о перспективах клеточных технологий в практической плоскости, то здесь нужно ответить на главный вопрос: о какой трансплантации стволовых клеток идет речь?

Аллогенную трансплантацию клеток от доноров в Твери запустить вряд ли получится - нужно минимум 5-7 лет, чтобы с нуля вырастить команду специалистов. А вот аутологичную трансплантацию из собственных биоматериалов человека – вполне реально, если для этого удастся создать адекватные условия в клинике. Более того, при успешном запуске этой идеи в недра практической медицины, можно организовать маршрутизацию пациентов из Москвы в Тверь – лист ожидания в столице для таких больных очень долгий. Поверьте, перспективы есть, и они достаточно определенные. Важен интерес и реальное содействие со стороны регионального минздрава и руководителей детских медицинских учреждений. Если оно будет – то все получится!

IMG_6509.png

– Игорь Станиславович, поздравляю вас с положительным результатом на выборах и желаю успехов в новой должности! Очень надеемся, что вам удастся воплотить в жизнь все намеченные планы и грамотно обновить «коллективный генофонд» педиатрического факультета новыми идеями и перспективами…

– Спасибо! Буду очень стараться! Надеюсь, что смогу оправдать оказанное мне высокое доверие Ученого совета и коллектива университета и привнести реальный позитив, конструктив и результативность в работу кафедры педиатрии и всего факультета в целом…

Текст: Максим СТРАХОВ

Фото: Мария КУСТОВА








Фотогалерея
Погода
© Официальный сайт ТГМУ — Тверской государственный медицинский университет — TSMU Official Website 2005 — 2021
При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Политика конфиденциальности