Сегодня:
24 марта, вторник 12:36
 
Качество подготовки специалистов и внутрифакультетская система качества подготовки
07.03.2009 г.

Внутрифакультетский контроль качества подготовки специалистов основывается на «Положении о качестве подготовки специалистов в ГОУ ВПО Тверская ГМА Росздрава».

Оценка качества подготовки специалистов включает:

  • участие деканата в работе приёмной комиссии,
  • участие сотрудников ректората и деканата при проведении промежуточной (курсовые экзамены и зачёты) и итоговой государственной аттестации,
  • привлечение к приёму экзаменов преподавателей смежных кафедр,
  • проведение на ряде кафедр экзаменов в компьютерной форме (физика; физиология; микробиология),
  • функционирование системы наблюдателей при проведении экзаменов (по физиологии и микробиологии),
  • проведение выборочного контроля «сохранности» знаний путём тестирования,
  • анонимное анкетирование студентов по вопросам качества обучения,
  • участие в проведении итоговой государственной аттестации выпускников экспертов Министерства здравоохранения и социального развития РФ и представителей работодателей (департамента здравоохранения Тверской области, главных специалистов и др.),
  • проведение II этапа итоговой государственной аттестации (тестирования) по тестовым заданиям, предоставляемым Министерством здравоохранения и социального развития РФ,
  • обсуждение вопросов учебно-методического обеспечения образовательного процесса и контроля знаний, качества подготовки специалистов и итогов экзаменационных сессий на заседаниях цикловых методических комиссий, методических советов, центрального координационно-методического совета, комиссии по качеству подготовки, учебно-методических конференциях и совещаниях, Ученом Совете стоматологического факультета, Учёном Совете академии.

Конкурс при приёме за последние 5 лет оставался стабильно высоким (табл. 17). В 2003-2005 гг. при поступлении на специальность «стоматология» абитуриенты сдавали следующие вступительные испытания: собеседование по физике (с оценкой зачтено/не зачтено), химия (письменно — профильный предмет), биология (письменно) и русский язык и литература (сочинение). Результаты сдачи последних трёх экзаменов оценивали по пятибалльной шкале. С 2006 года приём на места с финансированием за счет средств федерального бюджета осуществляется только по результатам единого государственного экзамена по химии (профильный предмет), биологии и русскому языку (вступительных испытаний в форме и по материалам единого государственного экзамена).

Таблица 2.17

Общий конкурс на места с финансированием за счёт средств федерального бюджета по специальности «стоматология» в 2003–2007 гг.

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

3,5

6,1

4,0

2,9

3,0

Проходной балл в 2003-2007 гг. при зачислении (суммарно по трём предметам) представлен в таблицах 18 и 19.

Таблица 18

Проходной балл в 2003-2005 гг. при зачислении на места с финансированием за счёт средств федерального бюджета по результатам вступительных испытаний в традиционной письменной форме

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Общий
конкурс

Целевой
приём

Общий
конкурс

Целевой
приём

Общий
конкурс

Целевой
приём

11
(полупроходной — 10)

9-11

12

9-15

11
(полупроходной — 10)

9-12

Таблица 19

Проходной балл в 2006-2007 г.г. при зачислении на места с финансированием за счёт средств федерального бюджета по результатам единого государственногоэкзамена (вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ)

2006 г.

2007 г.

Общий конкурс

Целевой приём

Общий конкурс

Целевой приём

175

141-191

176

163-237

Контингент студентов стоматологического факультета формируется согласно государственному плану приема на бюджетную форму обучения (95 человек) с дополнительным приемом студентов, обучающихся по контракту.

В процессе обучения все экзамены и большинство сессионных зачётов проводятся в три этапа: проверка освоения практических навыков и умений, оценка теоретических знаний с помощью тестового контроля, решение ситуационных задач. II и III этапы курсовых экзаменов (зачётов) по ряду теоретических и клинических дисциплин (физика, информатика, физиология, микробиология, патологическая физиология, фармакология — последние два экзамена только у иностранных учащихся) полностью компьютеризированы и проводятся в компьютерных классах. Итоги экзаменационных сессий за отчётный период представлены на рис. 4–7и в табл. 20 в виде показателей абсолютной и качественной успеваемости студентов по блокам изучаемых дисциплин.

 

Рис. 4. Динамика успеваемости (результаты экзаменов) по блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин запоследние 5 лет 

 

 

Рис. 5. Динамика успеваемости (результаты экзаменов) по блоку естественно-научных и математических дисциплин за 5 лет

 

 

Рис. 6. Динамика успеваемости (результаты экзаменов) по блоку медико-биологических дисциплин за 5 лет

 

 

Рис. 7. Динамика успеваемости (результаты экзаменов) по блоку общепрофессиональных дисциплин за последние 5 учебных лет

О качестве подготовки специалиста — врача стоматолога можно судить по результатам Государственной итоговой аттестации. Государственная аттестация состояла из трех этапов. Первый этап — практическая часть — проводилась в течение X семестра на одном из последних практических занятий цикла и включала в себя прием и оказание в полном объеме стоматологической помощи амбулаторному больному, чте­ние рентгенограмм, написание рецепта и решение ситуационной задачи. Отдельно оценивался каждый раздел экзамена, а затем выводилась одна оценка по практической части Государственного экзамена.

Второй этап — аттестационное тестирование.

Третий этап — устная часть Государственного экзамена проводилась в виде собеседования по ситуационным задачам, содержащим в себе задания по ситуации с больным, которые требовали комплексного подхода в плане полного стоматологического диагноза, очередности выполнения лечебных мероприятий и назначение мер профилактики. Студенты, получившие неудовлетворительные оценки по тестовой части Итоговой государственной аттестации решением государственной комиссии были допущены к собеседованию, но по решению комиссии им были даны дополнительные задания в виде иллюстрированных заданий, подготовленных Учебно-методическим центром МЗ РФ на компьютере для более полного и объективного выявления уровня знаний. По результатам собеседования выводилась единая оценка.

При выведении общей оценки учитывались практическая часть государственной аттестации, тестовый экзамен и собеседование.

Таблица 20

Динамика успеваемости (результаты экзаменов) по блоку дисциплин специальности за последние 5 учебных лет

Наименование
дисциплины

Курс

Контингент

При самообследовании

К-во опрошенных студентов

Отл.

Хор.

Удовл.

Неуд.

Ср.
балл

Пропедевтическая стоматология

2

203

184

90,6%

58

31,5%

51

27,7%

54

29,3%

21

11,4%

3,79

06


184

168

91,3

43

25,6

47

28,0

60

35,7

18

10,7

3,8

05


182

160

87,9

49

30,6

38

23,8

46

28,8

26

16,3

3,67

04


171

158

92,4

50

31,6

43

27,2

42

26,6

19

12,0

3,71

03


156

151

96,8

37

24,5

51

33,8

45

29,8

16

10,6

3,71

Терапевтическая
стоматология

3

164

161

98,2%

31

19,3%

86

53,4%

37

23,0%

7

4,3%

3,88

06


164

161

98,2

31

19,3

86

53,4

37

23,0

7

4,3

3,88

05


163

160

99,4

36

22,5

84

52,5

34

21,3

6

3,7

3,94

04


147

143

97,3

24

16,8

84

58,7

32

22,4

3

2,1

4,6

03


146

144

98,6

31

21,5

71

49,3

36

25,0

6

4,2

3,88

Хирургическая
стоматология

4

163

160

100%

47

28,8%

73

43,2%

30

19,4%

10

0,7%

3,89

06


163

161

98,8%

47

29,2%

73

45,3%

30

18,6%

10

6,2%

3,96

05


147

142

96,6

57

40,1

61

43,0

21

14,8

3

2,1

4,21



148

146

98,7

60

41,1

62

42,5

15

10,3

9

6,2

4,18

03


152

152

100

55

36,2

62

40,8

31

20,4

5

3,3

4,12

Ортопедическая
стоматология

4

163

159

97,5%

41

25,8%

47

29,7%

27

17,0%

44

27,6%

3,53

06


163

159

97,5%

41

25,8%

47

29,6%

27

17,0%

44

27,7%

3,53

05


149

145

97,3

28

19,3

61

42,1

36

24,8

20

13,8

3,67

04


147

143

97,3

30

21,0

56

39,2

36

25,2

21

14,7

3,66

03


151

149

98,7

43

28,9

65

43,6

30

20,1

10

6,7

4,06

Стоматология детского возраста

5

163

156

95,7%

51

32,7%

46

29,5%

31

19,9%

28

17,9%

3,77

06


146

145

99,3

38

26,2

73

50,3

22

15,2

12

8,3

3,94

05


151

147

97,4

44

30,0

62

42,2

26

17,7

15

10,2

3,92

04


128

128

100

46

35,9

44

34,4

27

21,1

11

8,6

3,98

03


159

158

99,4

43

27,2

42

26,6

40

25,3

33

20,9

3,6

В среднем по циклу дисциплин

3911

3780

96,7%

1025

27,1%

1500

39,7

878

27,2%

377

10,0%

3,87

Во время экзаменов для углубленной проверки знаний студентов использовались наборы инструментов, рентгенограмм, данные лабораторных анализов, пломбировочные и оттискные материалы, фантомы и ситуационные задачи.

На основании анализа данных, представленных ГАК деканатом, ЦКМС, Советом факультета и ответов выпускников на Государственных экзаменах, можно констатировать, что учебно-методическая и воспитательная работа в Тверской государственной академии проводится на должном уровне и соответствует требованиям Программы итоговой государственной аттестации. На всех кафедрах внесены коррективы в рабочие программы. Показатели общего среднего балла и оценки, полученные выпускниками на Итоговой государственной аттестации, свидетельствуют о том, что большинство выпускников стоматологического факультета получили хорошую медико-биологическую и общеклиническую подготовку, проявили высокий уровень клинической и теоретической подготовки, как по общемедицинским, так и специальным дисциплинам. Результаты ИГА по годам и процент студентов, получивших дипломы с отличием приведены в таблицах.

Показатели общего среднего балла и оценки, полученные выпускниками на Итоговой государственной аттестации (табл. 21, 22, рис. 8), свидетельствуют о том, что большинство выпускников стоматологического факультета получили хорошую медико-биологическую и общеклиническую подготовку, проявили высокий уровень клинической и теоретической подготовки, как по общемедицинским, так и специальным дисциплинам. Оценка качества подготовки по специальности «стоматология» по результатам Итоговой государственной аттестации показывает, что подготовка выпускников является достаточной и соответствует современным требованиям «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060105 «стоматология» (2000) и «Квалификационной характеристикой врача-выпускника медицинского вуза по специальности 060105 «стоматология».

Таблица 21

Сведения об итогах государственной аттестации выпускников стоматологического факультета в 2003–2007 гг.

Год выпуска

Кол-во выпускников (чел.)

Средний балл

Итоговая оценка, абсолютное число (человек)

Кол-во выпускников, получивших диплом с отличием

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

«неудовлетворительно»

2003

159

4,3

61

75

23

нет

15

2004

150

4,2

56

70

21

3

11

2005

147

4,2

50

81

16

нет

11

2006

145

4,0

48

55

42

нет

15

2007

154

4,2

53

76

25

нет

12

 

 

Рис. 8. Результаты итоговой государственной аттестации (междисциплинарного экзамена) выпускников из числа граждан РФ в 2003–2007 гг.

Анализ востребованности выпускников академии по специальности 060105 «стоматология» на основании заявок потребителей (органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации) показывает, что потребность превышает объём фактической подготовки специалистов и оставалась достаточно стабильной за последние 5 лет по регионам РФ, в то время как по Тверской области она возросла (табл. 23, рис. 9). Выпускников по специальности 060105 «стоматология», зарегистрированных на бирже труда за последние 5 лет не было.

Рис. 9. Показатели потребности здравоохранения Тверской области в выпускниках ГОУ ВПО Тверская ГМА Росздрава по специальности 060105 «стоматология» за период 2003–2008 гг.

Таблица 22

Результаты итоговой государственной аттестации иностранных выпускников стоматологического факультета с 2002/2003 по 2006/2007 учебные годы

Учебный год

Кол-во выпускников

Терапевтическая стоматология

Хирургическая стоматология

Ортопедическая стоматология

Стоматология детского возраста

Доля выпускников, получивших диплом с отл. (в %)

% студ. получ. оцен. «хор», «отл.»

% студ. получ. оцен. «неуд.»

средний балл

% студ. получ. оцен. «хор», «отл»

% студ. получ. оцен. «неуд.»

средний балл

% студ. получ. оцен. «хор.», «отл.»

% студ. получ. оцен. «неуд.»

средний балл

% студ. получ. оцен. «хор», «отл.»

% студ. получ. оцен. «неуд.»

средний балл

2002/
2003

15

53,3

3,6

73,3

3,9

60,0

3,7

73,3

3,7

2003/
2004

17

52,9

3,7

58,8

3,8

52,9

3,7

52,9

3,7

2004/
2005

13

50,0

3,2

50,0

3,2

50,0

3,7

58,3

3,7

2005/
2006

9

55,6

3,6

55,6

3,6

55,6

3,7

55,6

3,7

2006/
2007

29

82,8

4,1

82,8

4,1

82,8

4,1

69

3,8


Таблица 23

Потребность регионов Российской Федерации в подготовке специалистов (целевом приёме) в ГОУ ВПО Тверская ГМА Росздрава за период 2003–2008 гг. (человек)

Годы

Регионы (области)

Брянская

Владимир-

ская

Вологодс-

кая

Ивановс-

кая

Калужская

Республика Карелия

Костромс-

кая

Московс-

кая

Мурманс-

кая

Новгородс-

кая

Псковс-

кая

Тульская

Ярославс-

кая

2003

5

7

5

4

18

2

4

10

10

2004

5

4

7

5

5

4

18

2

4

10

10

2005

5

4

7

5

5

4

18

2

4

10

10

2006

5

4

1

7

5

5

4

18

3

2

4

8

10

2007

5

4

1

7

5

3

4

18

3

2

4

8

10

2008

5

4

1

7

5

3

4

18

3

2

4

8

10








Погода
© Официальный сайт ТГМУ — Тверской государственный медицинский университет — TSMU Official Website 2005 — 2021
При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Политика конфиденциальности