|
Содержание подготовки и организация учебного процесса по специальности 060105 «стоматология»
07.03.2009 г.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «стоматология» установлена продолжительность теоретического курса, всех видов практик, экзаменационных сессий, итоговой государственной аттестации и каникулярного времени. Расписание учебного процесса составляется как по фронтальному (1–3курсы), так и по цикловому (3–5 курсы) принципам. На всех курсах обучения используется шестидневная рабочая неделя. Максимальный объем учебной нагрузки (общая трудоёмкость) студентов не превышает 54 часа в неделю, максимальный объем аудиторных занятий — 36 часов в неделю. По всем клиническим дисциплинам не менее 25–30 % учебных часов отводится на практические занятия в поликлинических условиях. На рис. 3 показано распределение часов в учебном плане академии по блокам дисциплин. В таблице 14 представлено распределение часов аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС), а также с учётом изменений, внесённых в учебный план академии по сравнению с ГОС. Все кафедры обеспечены типовыми учебными программами дисциплин, утверждёнными УМО медицинских и фармацевтических вузов. Таблица 14 Распределение часов по блокам дисциплин в учебном плане ГОУ ВПО Тверская ГМА Росздрава
![]() Рис. 3. Распределение часов в учебном плане академии по блокам дисциплин (%) На всех кафедрах, ведущих преподавание на факультете, по всем дисциплинам (включая дисциплины по выбору студентов) имеются и своевременно обновляются учебно-методические комплексы, включающие в себя рабочие учебные программы (в. т.ч. межкафедральные), материалы для контроля знаний студентов (текущего, промежуточного и итогового, включая экзаменационные материалы), а также методические рекомендации для студентов по самоподготовке. Учебно-методические комплексы (УМК) и рабочие программы дисциплин составлены в строгом соответствии с «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060105 «стоматология», «Квалификационной характеристикой врача-выпускника медицинского вуза по специальности 060105 «стоматология» (2000), «Программой итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 060105 «стоматология» (2000) и типовыми учебными программами дисциплин. Все УМК прошли процедуры рецензирования и утверждения центральным координационно-методическим советом. Студенты и преподаватели могут ознакомиться с УМК на кафедрах, в библиотеке академии и в деканате. В структуру всех учебных программ дисциплин включены образовательные результаты программы, квалификационная рамка предмета, эталоны-ориентиры (стандарты). Особое внимание уделяется осуществлению преемственности подготовки специалистов стоматологического профиля в рамках системы довузовская подготовка — додипломная подготовка — интернатура — клиническая ординатура — повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов. На факультете разработана концепция подготовки врача-стоматолога на основе сквозных рабочих программ и типовых учебных программ по всем дисциплинам учебного плана. Подготовка специалистов направлена на следующие виды деятельности:
Задания в виде тестовых контролей, а также ситуационных задач используются на практических занятиях. На профильных кафедрах разработаны тесты для курсовых экзаменов на 3–4–5 курсах. Содержание фондов контрольных заданий соответствует содержанию типовых и рабочих программ. На всех кафедрах имеется комплекс учебно-методической документации, отражающий организацию, содержание и методику проведения учебного процесса. В данный комплекс входят графики учебного процесса, рабочие учебные планы, рабочие программы, индивидуальные планы сотрудников, утвержденные приказом ректора академии; календарно-тематический план лекций, практических занятий, перечень практических навыков, методические пособия, таблицы, рентгенограммы, компьютерные программы (на отдельных кафедрах), наборы слайдов, кино- и видеофильмы. Учебный процесс обеспечен необходимым минимумом учебников, пособий, методических рекомендаций и практических руководств. Подготовка будущих врачей-стоматологов начинается с 1 курса. Учебно-методические комплексы кафедр медико-биологического профиля содержат профильные вопросы по стоматологии (биология, нормальная анатомия, гистология и эмбриология, нормальная физиология, биохимия, микробиология, патофизиология, фармакология). На кафедрах нормальной анатомии, гистологии и биохимии учебным планом предусмотрены зачеты по анатомии головы и шеи, гистологии и биохимии полости рта. В курсы общепрофессиональных клинических дисциплин включены большие разделы, отражающие как общеклинические вопросы, так и имеющие стоматологическую профилизацию. Учебно-методические комплексы прошли экспертную оценку на методической комиссии стоматологического факультета и Центральной координационной методической комиссии ТГМА. Ежегодно учебные программы подготовки студентов согласуются с учебными программами деканата факультета последипломного образования и усовершенствования врачей. На факультете и каждой кафедре составлены квалификационные требования по специальности 060105 «стоматология» с перечнем того, что студенты, начиная с 1 курса, должны знать и уметь; ведется документация, отражающая состояние учебно-методической работы. Все кафедры обеспечены учебными программами по специальности «стоматология», наборами таблиц, слайдов, кино- и видеофильмов. Практически на всех кафедрах разработаны и внедрены в учебный процесс обучающие и контролирующие компьютерные программы. На всех кафедрах проводятся трехэтапные экзамены, включающие сдачу практических навыков, тестовые задания и ситуационные задачи, утвержденные учебно-методической комиссией факультета, Центральной координационной методической комиссией и обновляемые ежегодно. Учебный процесс осуществляется по фронтальной системе. На самостоятельную работу студентов отводится примерно 15 % от продолжительности аудиторных занятий. На кафедрах факультета используются различные формы организации самостоятельной работы с элементами УИРС и НИРС: подготовка реферативных докладов, проведение межгрупповых, межкафедральных и общеакадемических конференций, участие в создании учебных пособий. На всех клинических кафедрах, а также большинстве медико-биологических контроль знаний проводится в виде академических историй болезни, рефератов, протоколов лабораторных занятий, альбомов и др. Для их выполнения существуют специальные методические пособия. Анализ этих работ показал, что работа по их выполнению проводится на достаточно высоком методическом уровне. Особое внимание на факультете уделяется освоению практических умений и навыков. Так, на всех клинических кафедрах не менее 25–30 % учебного времени отводится на вопросы оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях. На стоматологическом факультете имеется утверждённый «Перечень практических навыков и умений» (переработан и переиздан в 2007 г.), который полностью соответствует «Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 060105 «стоматология» (Москва, 2000), «Квалификационной характеристике врача-выпускника медицинского вуза по специальности 040100 «стоматология» (Москва, 2000), «Программе итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 060105 «стоматология» (Москва, 2000) и типовым учебным программам дисциплин, и является обязательным для освоения в течение нормативного срока обучения. В ходе изучения каждой дисциплины всем студентам делается отметка об уровне освоения необходимых практических навыков и умений в «Книге учёта практических навыков и умений», которая имеется у каждого учащегося. Особое внимание уделяется вопросам оказания неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях. С этой целью создан тренажёрный класс (кафедра военной и экстремальной медицины с курсом медицины катастроф), оснащённый современными фантомами и манекенами, позволяющими не только имитировать различные виды неотложных состояний, но и проводить объективную оценку уровня освоения практических умений с помощью специальных компьютерных программ. Клиническими кафедрами подготовлен ряд учебно-методических пособий в помощь студентам по освоению практических навыков (по хирургической стоматологии, терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии, стоматологии детского возраста, а также по кафедрам, где проходят обучения студенты-стоматологи — акушерству, хирургии, терапии, педиатрии, в том числе по неотложным состояниям). На кафедрах пропедевтической и терапевтической стоматологии часть практических занятий проводится с использованием фантомных челюстей.
|