|
Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы коммуникации «врач-пациент»: деонтологические, психологические, лингвистические аспекты медицинского дискурса»
22.10.2012 г.
29 марта 2012 года в ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздравсоцразвития России (ТГМА) состоялась Межрегиональная с международным участием научно-практическая конференция «Проблемы коммуникации «врач-пациент» деонтологические, психологические, лингвистические аспекты медицинского дискурса». Сопредседателями оргкомитета конференции выступили: М.Н. Калинкин, ректор ТГМА, д.м.н., профессор, Е.В. Виноградова – заведующая кафедрой иностранных и латинского языков ТГМА, доцент, кандидат филологических наук В состав оргкомитета конференции входили: Н.Г. Гавриленко – доцент кафедры иностранных и латинского языков ТГМА, доцент, кандидат филологических наук, И.А. Жмакин – проректор по научной работе и инновационной деятельности ТГМА, доцент, кандидат медицинских наук, Е.А. Евстифеева – заведующая кафедрой философии и психологии с курсами биоэтики, культурологии и отечественной истории ТГМА, профессор, доктор философских наук, Д.В. Килейников – проректор по учебной и воспитательной работе ТГМА, доцент, кандидат медицинских наук, Ю.В. Федурко – доцент кафедры иностранных и латинского языков ТГМА, кандидат филологических наук.
Доклады представлены учеными, преподавателями, ординаторами, аспирантами и соискателями следующих учебных заведений: 1. Кафедрой иностранных и латинского языков ТГМА, 2. Кафедрой философии и психологии с курсами биоэтики, культурологии и отечественной истории ТГМА, 3. Кафедрой русского языка ТГМА, 4. Кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ТГМА, 5. Кафедрой госпитальной терапии и профессиональной патологии ТГМА, 6. Кафедрой эндокринологии кафедра госпитальной терапии и профессиональной патологии ТГМА, 7. Кафедрой факультет иностранных языков и регионоведения Московского государственного университет имени М.В. Ломоносова, 8. Кафедрой иностранных языков Минского государственного медицинского университета (Белоруссия). В работе конференции приняли участие: 175 человек. Из них: врачи практического здравоохранения – 30 человек, представители профессорско-преподавательского состава – 40 человек, обучающиеся (слушатели ФУВ, ординаторы, аспиранты, студенты) – 105 человек. Краткая характеристика обсуждаемых вопросов. Основной задачей конференции явилось обсуждение проблем общения между врачами и пациентами с позиции деонтологии, психологии, социо- и психолингвистики. Актуальность поставленных вопросов продиктована изменяющимися условиями социальной практики вследствие повсеместного повышения уровня технизации и экономизации (коммерциализации) медицинского обслуживания, а также расширения общеобразовательного и медико-санитарного кругозора пациентов. Было отмечено, что профессия врача является «лингвоактивной» и требует от него наличия коммуникативных компетенций, знания определенных речевых стратегий и моделей поведения. Высокая коммуникативная компетенция позволяет врачу точнее идентифицировать беспокоящие пациента проблемы и психологически настроиться на их разрешение, способствуя: снижению собственной субъективной нагрузки, вызываемой болезнью пациента, повышению стрессоустойчивости, профессиональному удовлетворению, снижению склонности к депрессиям и профессиональному выгоранию. В докладах на многочисленных примерах было показано, что осознанное применение приемов речевого воздействия и владение навыками эффективного общения «врач-пациент» является профессиональной нормой врача и одной из сторон его профессиональной компетенции. Это требует осмысления стратегически важных для врача приемов речевого поведения и овладения принципами тактического маневрирования в коммуникативно сложных ситуациях общения с пациентами. Всего в рамках двух заседаний (пленарное и секционное) было заслушано 17 докладов. По результатам конференции принято решение: 1. Отметить высокую теоретическую и практическую значимость поставленных на конференции вопросов для учащихся медицинских вузов и практических врачей. 2. Использовать представленные на конференции данные в курсе семинарских занятий по деонтологии. 3. Выпустить сборник материалов конференции. 4. В виду актуальности рассмотренных на конференции вопросов и вызванного их обсуждением интереса среди учащихся, преподавателей и представителей практического здравоохранения сделать проведение конференции ежегодным. |