Сегодня:
24 марта, вторник 12:36
 
Важная дата БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТОВ – НАШ ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ!
17.09.2021 г.

 

ЛВ Чичановская - копия.jpgЛеся ЧИЧАНОВСКАЯ,

ректор Тверского ГМУ Минздрава России,

доктор медицинских наук, профессор:

 

- Понятие безопасности пациента для нас, сотрудников и обучающихся Тверского медицинского университета, можно назвать не просто фундаментальной основой всей нашей деятельности, но и главнейшим приоритетом и, в какой-то степени, миссией. Если смотреть на ситуацию в целом, то можно смело сказать, что вся работа медицинского сообщества априори должна быть направлена именно на это, ибо здоровье, благополучие и безопасность людей – то, ради чего мы ежедневно надеваем белые халаты. Незыблемость именно такого отношения к медицинской профессии мы стараемся привить каждому нашему студенту с первого дня обучения в университете. Для университета это очень важно и в какой-то степени даже принципиально.

Что касается клинической работы, то здесь можно смело утверждать, что этот обязательный профессиональный аспект в стенах клинических подразделений вуза находит самые разнообразные формы своей практической реализации. Работа всего огромного коллектива многопрофильной клиники и стоматполиклиники университета – от санитарок до профессоров и главных врачей – аксиому безопасности пациентов расценивают как непосредственные должностные обязанности. По-иному и быть не может!

Создание новой структуры – отдела управления качеством и оценки медицинской деятельности в Тверском ГМУ – считаю стратегически важным событием, которое обязательно принесёт свои благодатные плоды и коренным образом улучшит результаты нашей работы. Ну а то, что этот сложный сегмент возглавила Нина Егоровна Морозова – огромное достижение вуза, ибо более компетентного, опытного и знающего профессионала в этой деятельности на Тверской земле просто представить себе сложно! Поэтому сегодня, когда отмечается Всемирный день безопасности пациента, именно ей, Нине Егоровне Морозовой, мы с удовольствием предоставляем слово для того, чтобы она поделилась своими впечатлениями о работе в университете и поведала всем нам о планах на ближайшее и отдаленное будущее. Мне остается лишь добавить: в добрый путь!

VDBP-2020.png

***

НЕ Морозова - копия.JPGНина МОРОЗОВА,

начальник отдела управления качеством

и оценки медицинской деятельности

Тверского ГМУ Минздрава России:

 

«СДЕЛАЕМ ВСЁ, ЧТОБЫ

НЕДОВОЛЬНЫХ ПАЦИЕНТОВ

БЫЛО МЕНЬШЕ!»

 

17 сентября – Всемирный день безопасности пациентов.

 

Эта дата в нашем календаре появилась всего три года назад. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» в 2019 году. Но необходимость обратить внимание на такое явление существует уже давно.

Не только пациентам и их родственникам важна безопасность, но и все медицинское сообщество признает это ключевым приоритетом здравоохранения. Ведь в конце концов медицинские работники работают не просто ради работы, делают операции не ради спортивного интереса к самому процессу, а ради того, чтобы человек вышел из больницы здоровым.

Конкретная тема этого года – повысить осведомленность мировой общественности о проблеме безопасности матерей и новорожденных. Но с нашей собеседницей, начальником отдела управления качеством и оценки медицинской деятельности Тверского ГМУ Ниной МОРОЗОВОЙ мы говорим о безопасности пациентов в широком смысле слова. Этой теме Нина Егоровна посвятила много лет свой профессиональной деятельности. Сначала в должности руководителя Росздравнадзора по Тверской области, а теперь в новом качестве.

 

- Нина Егоровна, отдел управления качеством и оценки медицинской деятельности новая структура в Тверском медицинском университете. Но, как следует из названия, имеет непосредственное отношение к теме нашего разговора – ведь, где качество, там и безопасность.

- Действительно, отдел существует всего два месяца. Наша задача – контроль за деятельностью лечебных учреждений, которые являются практической базой медицинского университета. Это и диагностический центр, и стоматологическая поликлиника. Клиника и поликлиника Тверского государственного медицинского университета не просто база, а одно из крупнейших в России лечебно-профилактических учреждений. Оно включает научно-практический, диагностический и стоматологический комплекс. Это и учебно-лечебная база Тверского медицинского университета, база повышения квалификации врачей Тверской и других областей РФ. Поэтому, естественно, что клиника должна быть показательным учреждением, оснащенным современным оборудованием, часть из которого не имеет аналогов в Твери и Тверской области.

Для работы мы выбрали ключевые направления: лекарственное обеспечение, хирургическая безопасность (это профилактика рисков при операциях), внутренний контроль качества медицинской помощи. Наша цель выявить те направления, которые надо доработать.

 

- Нина Егоровна, на Ваш взгляд, чем обусловлено появление такой даты, как День безопасности пациентов?

- Достаточно посмотреть мировую статистику. Первыми этим мониторингом озадачились США: у одного из десяти пациентов лечение имеет негативные последствия, если речь идет о хирургических вмешательствах. Если говорить об оказании первичной медико-санитарной помощи, то из 10 пациентов у 4-х негативные последствия. Примерно такое же соотношение и в России. Улучшение качества медицинского обслуживания, это проблема, которая стоит перед системами здравоохранения во всем мире.

Мы решили начать с малого – с тех медицинских учреждений, которые подконтрольны университету. Несмотря на то, что наш отдел существует всего 2 месяца, уже провели 3 проверки по внутреннему контролю качества и безопасности оказания медицинской помощи в Клинике и поликлинике. Конечно же выявлены нарушения, как при любой проверке. По результатам проверок предоставлен отчет ректору. Кстати говоря, создание этой контролирующей структуры, это инициатива Леси Васильевны Чичановской. Она смогла выстроить четкую и прозрачную систему, которая позволит сделать работу Клиники и поликлиники более эффективной и качественной.

07831997b270574b9faf4226ccd3143f.jpg

- А как в систему контроля вписываются жалобы пациентов, часто ли приходится разбираться с такими случаями?

- Конечно, мы реагируем на жалобы, это повод для внеплановых проверок. Недовольные пациенты всегда были и будут. На работу Клиники и поликлиники в текущем году поступило не так много жалоб, из них только 2 на качество оказание медицинской помощи. Эти жалобы были рассмотрены на врачебной комиссии под председательством главного врача. Если говорить о статистике обращений в надзорный орган, то 45% жалоб, как правило, на качество медицинского обслуживания. 5-7% на грубость персонала. Чаще всего это сотрудники регистратуры, с которыми возникает недопонимание у пациентов.

Работа с медработниками нужна. Мы хотим создать корпоративный университет - внутреннее сообщество, где будем в том числе объяснять сотрудникам правила общения с пациентами. Есть план - разработать речевые модули, в частности для медрегистраторов. Звонки пациентов это, как правило, куча вопросов, на которые регистратура не всегда может ответить. Но в любом случае, они должны уметь дать ответ пациенту.

 

- Нина Егоровна, учитывая Ваш прошлый опыт работы, в масштабе Тверской области, что следует понимать под этой формулировкой – «качество медицинского обслуживания»? И часты ли случаи, когда врачи несут наказание за «плохое качество»?

- Чаще всего имеются ввиду летальные исходы и смерть на дому. Как правило этими вопросами занимаются следственные органы. Если виновность врача подтверждается, то лечебное учреждение выплачивает большой штраф, а конкретный врач тоже несет наказание. Чаще всего это условный срок, но бывает и серьезнее. Мне запомнились два случая. Несколько лет назад в одном из районов области заместителя главного врача привлекли к административной ответственности за смерть роженицы. Она умерла на 5-й день после родов. Женщине с серьезными осложнениями в здоровье необходим был строгий контроль: не уследили.

Еще один случай касается врача скорой помощи. Их бригада выехала по повторному вызову к пациенту с жалобой на боли в сердце, и врач не стал делать кардиограмму, а назначил лечение на основании кардиограммы, сделанной коллегами двумя часами раньше. Пациент умер от инфаркта миокарда. Врачу дали условный срок.

Часты жалобы на несвоевременное обеспечение лекарственными препаратами льготной категории граждан. Как правило это инсулин.

 

- Как видим, количество жалоб с годами не снижается. А есть ли медицинская сфера или направление, в котором дела пошли лучше?

- Безусловно. К примеру, медико- социальная экспертиза. Раньше было очень много жалоб на эту организацию, сейчас меньше. Еще один момент, на который бы хотелось обратить внимание в положительном смысле – доступность медицинской помощи. Пандемия нарушила плановую работу медицинских учреждений, но все же система записи к врачам отрегулирована. В том числе и благодаря внедрению электронной записи.

 

- А какие недостатки выявили ваши проверки этого года?

- Самое главное – обратили внимание руководства ТвГМУ на несоблюдение стандартов оснащения. Но я бы не назвала это недостатком, скорее естественный рабочий процесс. Оборудование не просто изнашивается, оно морально устаревает. Купленные 10 лет назад аппараты уже не соответствуют требованиям к современным обследованиям. Цифровизация наступает так стремительно, что за ней трудно успеть. Более высокого уровня требует так называемое тяжелое оборудование. Список по замене уже предоставлен ректору. В начале следующего года запланирована закупка рентгенологического, эндоскопического оборудования, компьютерного томографа. Уже подумали о том, как решить проблему с помещением для него. Ведь, как известно, площадь требуется большая. Можно сделать «облегченную» пристройку к основному корпусу. Такой опыт в нашем регионе уже есть – подобную установили в Конаковской ЦРБ. Требует замены мелкое оборудование: от весов до ростомеров.

 

- Стоит ли сотрудникам университета ждать какие-то нововведения?

- В этой связи хотелось бы сказать о создании Колл-центра и развитии телемедицины. Колл-центр предполагается, как структура для ведения консультаций пациентов на начальном этапе, где будут работать профессионалы. Телемедицина имеет такую же цель, но понятно, что консультации на несколько порядков выше. Это не новое направление в медицине. В Тверской области его успешно развивают ОКБ и перинатальный центр. В условиях пандемии это незаменимый формат онлайн, требующий дальнейшего развития. В планах медицинского университета - наладить систему телесвязи с федеральным центром. В университетской клинике уникальные врачи, сливки медицинского сообщества, зачастую они проводят операции, аналогов которым нет в Тверской области. Имея такой потенциал, при помощи телесвязи можно пойти намного дальше.

Если говорить о том, что важно в медицине, но незаметно для пациента, это системный подход, умение работать в команде, причем мультидисциплинарной. То есть в сложном случае в процесс лечения включаются все: от главврача до младшего медперсонала. По большому счету требуется не только высокая квалификация и исполнительская дисциплина, но и их творческое участие в процессе. Безусловно, все это влияет на качество лечения. Нельзя сбрасывать со счетов такие необходимые понятия, как стандартизация и сертификация, предполагающие порядок оказания медицинской помощи. Это не наше изобретение, а рекомендации ВОЗ. В Клинике разработаны стандартные операционные процедуры для медицинских работников – СОПы, где находят отражение ответы на вопросы: кто будет выполнять, что будет выполнять и с какой целью. Это как элемент системы менеджмента качества. А качество и безопасность оказанных услуг- это, прежде всего, правильное исполнение алгоритмов и стандартных операционных процедур. Конечно важно, чтобы для персонала это нововведение не стало дополнительной тяжелой нагрузкой.   Наш отдел только начал свою работу. Уверена, что все у нас получится.

 

 

Беседовала Ксения МИХАЙЛОВА








Фотогалерея
Погода
© Официальный сайт ТГМУ — Тверской государственный медицинский университет — TSMU Official Website 2005 — 2021
При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Политика конфиденциальности